Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Колесный трактор Минского тракторного завода МТЗ-1221, который все знают под названием «Беларус», выпускается с 1998 года до настоящего времени и предназначается для пахотных и других сельхозработ. В 2017 году МТЗ-1221 стал победителем во Всероссийском конкурсе на звание «Лучший трактор». Свое звание эта «рабочая лошадка» получила за маневренность, неутомимость, экономичность топлива и другие показатели.
Несмотря на четвертьвековой срок производства, у этого трактора одна из лучших коробок переключения передач, которая не успела устареть до сих пор. Это механическая, четырехступенчатая, диапазонная КПП 16F+8R. Правда, если трактора изготавливаются по специальным заказам, то ставится усиленная коробка передач 24F+12R.
Ниже мы подробно рассмотрим схему переключения передач МТЗ-1221.
Список товаров:
Главные особенности коробок передач для МТЗ-1221
Формула 16F+8R означает, что в этой коробке 16 передних (forward) и 8 задних (rear) передач. Конструкция этих коробок отличается тем, что шестерни редуктора зацеплены между собой, а КПП оснащена отдельной гидросистемой.
В коробку передач встроен мультипликатор, который удваивает диапазоны скоростей. Сама коробка 4-х скоростная, трехдиапазонная (два диапазона передних и один задний). Таким образом, получается, что КПП дает 4 диапазона передних скоростей и два – задних. Задние передачи включаются при выборе диапазона задних скоростей.
Так выглядит схема переключения скоростей на тракторе МТЗ-1221.
Что представляет собой коробка передач МТЗ-1221?
Устройство механической коробки передач тесно связано с ее предназначением, которое заключается в передаче мощности от двигателя внутреннего сгорания к ведущим колесам, при этом расширяется диапазон частоты вращения и крутящего момента ДВС. КПП отвечает за эффективную работу мотора, влияет на динамику движения и расход топлива. И по сути коробка передач облегчает работу двигателю. Она преимущественно состоит из взаимодействующих между собой шестеренок. Но не только. Это довольно сложный узел не только в автомобиле, но и в тракторе, которому особенно важны динамичность и мобильность.
Механическая коробка переключения передач трактора МТЗ-1221 состоит из следующих элементов:
- Узла передач, который смонтирован на крышке корпуса. Основу этого узла составляет первичный вал.
- Вала пониженных передач и заднего хода.
- Блока шестерен.
- Вторичного вала.
Эти элементы встроены в корпус. КПП также принадлежат механизм управления (верхняя его часть находится в салоне) и узлы гидравлики.
Список товаров:
Так КПП МТЗ-1221 выглядит в разрезе:
Редуктор
Редуктор – основной компонент коробки передач, обеспечивающий переключение скоростей на МТЗ-1221. Он состоит:
- из первичного вала и надетых на него шестерней, которые в свою очередь установлены на игольчатых роликовых подшипниках;
- двух синхронизаторов, которые размещаются на шлицах с помощью втулок.
- 4-х ведомых шестерней, которые посажены на этом же первичном вале.
Первичный вал
На первичном валу смонтированы 4 ведущие шестерни на игольчатых роликовых подшипниках. Они обеспечивают включения 3-й, 4-й, 5-й и 6-й передач на МТЗ-1221. На шлицах этого же механизма помещены два синхронизатора, осуществляющих включение названных передач. Вал держится на шариковых подшипниках, которые, в свою очередь, находятся в крышке и в самом корпусе.
Так выглядит первичный вал в разобранном виде.
Промежуточный вал и блок шестерней
Промежуточный вал называют также валом блока шестерней. Он смонтирован в корпусе КПП на опорных поверхностях и удерживает 3 ведомые шестерни, ответственные за переключение 3,4,5,и 6 передач. И еще 2 ведомых зубчатых колеса, участвующих в переключении 1-й и 2-й передач, посажены на роликовые подшипники с игольчатыми роликами. Одна из них – шестерня синхронного вала отбора мощности. Они соединяются с валом шлицами и фиксируются стопорным кольцом.
На шлицы промежуточного вала посажен инерционный синхронизатор, посредством которого включаются 1-я и 2-я передачи.
Вторичный вал
Вторичный вал имеет сечение шестерни и размещается на конусообразных подшипниках в корпусе коробки передач. Эти роликоподшипники регулируются специальными регулировочными прокладками. Для регулировки угла конической шестерни относительно корпуса тоже подбираются прокладки с буртиками.
На валу статично закреплена ведущая шестерня, относящаяся к приводу переднего ведущего моста. На ступице этой шестерни установлена ведомая шестерня на роликовом подшипнике. Через втулку на этом же валу установлена еще одна ведомая шестерня. Между ними надета полумуфта с зубчатым краем. Все детали зажаты на валу гайкой. Смазка к шестерням подается под давлением через отверстие в валу.
Вал пониженных передач и заднего хода
Вал пониженных передач и заднего хода установлен в корпусе КПП на подшипниках. На него установлены 3 шестерни:
- Ведомая соединенная с валом бронзовыми втулками.
- Ведущая переднего хода.
- Ведущая заднего хода.
Две последние на игольчатых подшипниках. Все эти шестерни стыкуются с валом зубчатой муфтой. Соединенная с валом посредством пазов втулка, застопорена на нем специальным кольцом. Одна из шестерней приводит в движение вал отбора мощности, соединяется с передним ведущим мостом и ступицей синхронизатора.
Механизм управления КПП МТЗ-1221.2
Управление коробкой передач осуществляется из кабины через механизм управления, который состоит из двух следующих элементов:
- Механизма переключающего передачи.
- Механизма, переключающего диапазоны скоростей.
Последняя дополнена электрогидравлической системой переключения с наличием ступеней редуктора: H (higher) и L (lower).
Устройство переключения передач смонтировано в корпусе вилок узла передач и в крышке, где установлены поводки с вилками переключения первой, второй, пятой и шестой скоростей. Поводки закреплены шариковыми фиксаторами. Вилки на поводках настраиваются регулировочными конусными винтами.
Список товаров:
Механизм, отвечающий за выбор диапазонов, состоит из рукоятки переключения, рычага и элементов, размещенных в корпусе коробки передач, где зубчатые муфты перемещаются с помощью вилок. Эти вилки изготавливаются из очень прочного металла и крепятся в коробке поводками.
Вилка представляет собой плоскую деталь, состоящую из пары зубцов и оси, которой она крепится к рычагу посредством пружины, кольца и металлического шарика. Рычаг с рукояткой крепится посредством втулок.
Гидросистема коробки передач
Чтобы шестерни не перегревались в результате интенсивной работы КПП, в схеме передач МТЗ-1221 предусмотрена гидравлическая система, состоящая из следующих элементов:
- гидронасоса, вмонтированного в корпусе КПП и работающего от привода двигателя;
- фильтрующей центрифуги, присоединенной снаружи корпуса;
- сетчатого фильтра, размещенного внутри корпуса КПП.
Гидравлическая система смазывает все ответственные зоны вращения под давлением, которое обеспечивается гидронасосом.