Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
УАЗ-469 выпускался с 1972 года по 2007 год. Непритязательный с виду внедорожник производился преимущественно для армии и силовых структур. В разные годы эту модель собирали на Кременчугском заводе Украины и Гянджинском автозаводе в Азербайджане. Грузопассажирский автомобиль повышенной проходимости был особенно востребован в сельской местности и в российских глубинках. В этой статье разговор пойдет о коробке передач этой машины, а точнее о схеме КПП на УАЗ-469.
Механическая коробка передач – неотъемлемый элемент трансмиссии, который преобразует энергию вращений коленчатого вала в поступательное движение, передаваемое благодаря четырем передачам, к колесам. И хотя КПП – довольно сложный механизм, он имеет длительный срок службы.
Список товаров:
Устройство коробки передач старого образца
На внедорожниках УАЗ-469 установлена 4-хступенчатая механическая коробка переключения передач, дополненная инерционными синхронизаторами. Эти приспособления делают переключение скоростей бесшумным, синхронизируя скорости вращения двигателя и колес и выравнивая скорость соединения зубцов до зацепления.
КПП – довольно сложный механизм, состоящий из множества отдельных деталей.
Устройство КПП УАЗ-469 организовано следующим образом. Коробка переключения передач крепится к картеру сцепления на 4-х резьбовых шпильках.
Привод промежуточного вала представляет собой шестерню с постоянным зацеплением. На ведущем валу, имеющем две опоры, надеты шестерни, передающие крутящий момент:
- первой передачи с прямыми зубцами;
- шестерни 2-й и 3-й передач с косыми зубцами.
Коробка УАЗ-469 крепится к картеру сцепления четырьмя шпильками, ввернутыми в картер сцепления. Первичный вал имеет две опоры. Одна опора – это передний подшипник, закрепленный в гнезде коленвала. Таким образом, крутящий момент передается от коленчатого вала двигателя первичному валу КПП.
Вторичный вал располагается на одной осевой линии с первичным и крепится двумя опорами. Передняя опора представлена группой роликов, закрепленных на первичном валу.
Задняя опора вторичного вала — двухрядный радиальный шариковый подшипник. Между этим подшипником и торцом стоит маслоотражатель, который прикрывает собой подшипник. Промежуточный вал зафиксирован на двух шариковых подшипниках, которые помещаются в передней и задней стенках картера. Передний подшипник крепится на валу специальной гайкой, которая застопорена в предназначенном для нее углублении вала.
Задний подшипник оснащен упорным кольцом на внешней стороне обоймы. Этим кольцом подшипник крепится посредством выгнутой шайбы и левостороннего болта. Группа шестерней заднего хода установлена на оси, застопоренной в корпусе КПП со стороны бокового люка специальным штифтом с резьбой, закрепленным в стенке картера.
На задней части вала предусмотрены два зубчатых венца. Чтобы удобнее было собирать коробку, прямозубый венец и часть конусообразной поверхности вала имеют вырез в форме дуги.
Ниже на рисунке — схема КПП УАЗ-469 старого образца.
Шестерни привода промежуточного вала второй и третьей передач являются косозубыми и находятся в постоянном зацеплении. Шестерни посажены на игольчатые подшипники. При включении второй передачи роль муфты играет шестерня первой. Задняя скорость включается благодаря перемещению шестеренок. Чтобы шестерни самопроизвольно не перемещались на валу, они зафиксированы подшипниками.
Переключающее устройство включает три вилки, которые крепятся к штокам стопорными болтами. Вилки располагаются в боковой крышке картера. Стопор, фиксирующий шестерни в нейтральном положении, снабжен штоком. Между штоками расположены замковые сухари, которые препятствуют подключению двух скоростей одновременно. В опоре имеется рычаг, облегчающий перемещение вилок. Этот рычаг поджимается пружиной на шарообразной опоре. На него надет пыльник, предотвращающий попадание пыли и грязи.
Список товаров:
Смазочный механизм совмещен с раздаточной коробкой. Масло из нее поступает в КПП УАЗ-469 через радиально-упорный двухрядный подшипник и специальное сливное устройство, после чего возвращается в раздатку через сливное отверстие.
На рисунке: изображение КПП в разрезе.
Чтобы водитель случайно или по неопытности не включил заднюю скорость, в коробке имеется плунжер — предохраняющий механизм с пружиной возврата и шариком.
Эту коробку передач называют старой, и она выпускалась до 1989 года. Долгое время была единственной для всех моделей УАЗ. Ее вес составлял 34 кг.
Синхронизаторы
Синхронизаторы представляют собой кольцо, с одной стороны которого выступает зубчатый край, сцепляющийся с шестернями.
Весь механизм синхронизатора собирается на ступице, в которой имеется три продольных паза, в которые помещаются сухари. В центре каждого паза предусмотрено круглое отверстие. Когда собирают механизм синхронизатора, то в отверстия ступицы вставляют пружины, а в отверстия сухарей – стальные шарики. Чтобы они не выпадали из своих отверстий, их делают ступенчатыми. Сухари устанавливаются в сторону муфты отверстиями меньшего диаметра.
Чем отличаются новые коробки передач от старых
В 1989 году была разработана новая, полностью синхронизированная четырехступенчатая МКПП. Какое-то время эти две коробки выпускались и устанавливались одновременно, но постепенно новая коробка постепенно вытеснила старую модель полусинхронизированной коробки.
Если не видеть и не знать, какая КПП на УАЗ-469 прячется под полом кабины, то это можно понять по переключению скоростей. У старой коробки расстояние перемещения рычага при переключении первой скорости в 2 раз длиннее, чем у остальных скоростей. У новой коробки ход рычага на всех скоростях почти равный. Старая коробка передач конструктивно проще, чем новая, у нее меньше деталей.
Для УАЗ-469 новая 4-хступенчатая КПП с полной синхронизацией скоростей имеет маркировку 0469-00-1700010-10. Она рассчитана под 4-точечное крепление, предназначается для легкового модельного ряда семейства УАЗ-469 и имеет на валу диаметр соединительного шлица 56 мм. Для УАЗ были разработаны пятиступенчатые, также полностью синхронизированные коробки передач.
Принцип действия КПП. Схема переключения передач УАЗ- 469
В механизме переключения передач предусмотрены три вилки:
- Для первой и второй скоростей.
- Для третьей и четвертой.
- Для задней скорости.
В каждой вилке имеются выступы с пазами, куда входит рычаг ПП. Когда водитель перемещает рычаг поперек оси машины, в этот момент происходит выбор вилки. А перемещением рычага вдоль оси включает выбранную передачу. Прямые передачи включаются легко, а при включении заднего хода водителю необходимо преодолеть сопротивление предохранителя, приложив некоторое усилие. В роли предохранителя выступает плунжер, напоминающий форму гриба. Он наделен фиксатором положения, пружиной, возвращающей рычаг на место, и стопорным кольцом, которое ограничивает перемещение плунжера.
Чтобы включить первую передачу, водитель перемещает головку рычага КПП вперед и на себя. При этом нижняя часть рычага перемещается в головку штока 1-й передачи и сдвигает ее назад. Через вилку усилие передается скользящей муфте синхронизирующего устройства. Муфта перемещается мимо шлицов каретки и схватывается с зубчатым краем шестерни первой передачи, расположенной на вторичном валу.
Крутящий момент направляется через это сцепление сначала приводу промежуточного вала, а затем на зубчатое колесо первой передачи вторичного вала. Благодаря этим перемещениям сила вращения увеличивается, но снижается частота вращений вторичной оси. Далее с шестерни 1-й передачи крутящий момент перенаправляется на муфту синхронизатора, потом через каретку на вторичный вал. От него – на раздатку через шлицы и к остальным узлам трансмиссии.
Список товаров:
При включении 2-й скорости муфта синхронизатора перемещается вперед и внутренними зубьями сцепляется с зубьями шестерни промежуточного вала, через которую потом крутящий момент передается шестерне 2-й передачи на вторичном валу. От этой шестерни крутящий момент передается зубчатым краем на муфту синхронизатора, потом через каретку на вторичный вал.
3-я передача включается, когда водитель движением рычага перемещает муфту синхронизатора в заднее положение. В этот момент шестерня 3-й передачи с помощью ступицы и муфты смещается на свой вал. Через нее сила вращения передается на синхронизатор, далее ее действие передается на вторичный вал.
4-я передача включается, когда муфта синхронизатора соединяет между собой первичный и вторичный валы. Здесь момент силы передается напрямую.
Для включения задней скорости рычаг переключения передач должен передвинуть вперед промежуточную шестерню заднего хода, чтобы она зацепилась своими зубьями с шестерней передачи заднего хода, сидящей на промежуточном валу. В этот же момент происходит зацепление и с зубчаткой синхронизатора. Таким образом, при включении задней скорости первичный и вторичный валы выполняют разнонаправленное вращение и в процессе задействуют три пары шестерней.