Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Генератор грузового автомобиля МАЗ является источником электрической энергии бортовой сети при работающем моторе. Питание происходит одновременно с аккумуляторной батареей. Это означает, что при превышении напряжения в 24 В стартует заряд АКБ, а ниже этого показателя — в обратном режиме.
Важно отметить, что на авто МАЗ устанавливаются генераторы разных типов. Отличия заключаются в разных мощностных возможностях и принципах подключения. Конструктивные особенности агрегатов и сам принцип действия при этом всегда одинаков.
Пояснения к схеме:
- 1 — реле Р1 блокировки выключателя массы;
- 2 — реле блокировки генератора;
- 3 — блок предохранителей;
- 4 — замок-выключатель приборов и стартера;
- 5 — выключатель массы;
- 6 — аккумуляторные батареи;
- 7 — стартер;
- 8 — генераторная установка;
- V, IX — текерные соединители
Устройство генератора МАЗ
Генераторная установка, называемая ГУ, является трехфазным устройством с возбуждением от стороннего источника питания и выпрямительным блоком. Контроль величины выходного напряжения, а также поддержание его в требуемом диапазоне осуществляется за счет интегрального регулятора напряжения.
Принцип функционирования генератора МАЗ базируется на явлении электромагнитной индукции. То есть вращение магнитного поля ротора пересекает обмотки статора, что приводит к возникновению ЭДС. Поэтому основными конструктивными компонентами любой генераторной установке в схеме являются:
- ротор;
- статор;
- крышки с встроенным выпрямителем (передняя и задняя);
- щеткодержатели и интегральный регулятор напряжения;
- крыльчатка и шкив вентилятора.
Генераторный ротор выглядит как вал, который изготовлен из электротехнической стали. На нем намотана обмотка возбуждения, являющаяся по сути индуктором. Питание подводится при помощи двух контактных колец, которые установлены со стороны задней крышки. На валу находятся 12 магнитов. На концах у ротора расположены шарикоподшипники.
Обмотка статора у генератора МАЗ является трехфазной и содержит 36 катушек. Поэтому каждая из фаз включает 12 обмоток, которые соединены между собой последовательным образом и расположены внутри пазов статора. Катушки смещены друг относительно друга на 120 градусов. Поэтому такой тип электрического соединения соответствует схеме «звезда». Выходные клеммы фаз соединяются с выпрямительным блоком.
На задней крышке расположены следующие элементы:
- выпрямительный блок;
- регулятор напряжения;
- щеткодержатели.
Корпус и его конструктивные элементы выполнены из алюминиевого сплава. У каждой крышки в центральной области присутствует место для размещения подшипника. Вентиляторная крыльчатка располагается на заднем конце вала и удерживается при помощи шпонки, фиксация происходит гайкой.
Идентичным образом организовано крепление двухручейкового шкива на якорном валу, расположенному в передней части генератора МАЗ. Устройство различных моделей грузовиков МАЗ является одинаковым. Единственным отличием становятся разные способы подключения ГУ к сети.Схема подключения генератора МАЗ
На основании вышеописанного следует сделать вывод, что корректная работа узла бортовой сети обеспечивается правильностью подключения генератора МАЗ. Старые модели функционировали с использованием всего одной батареи, в то время как современные варианты транспортных средств включают большое количество различных электронных приборов. Это вызывает увеличение энергопотребления и приводит к необходимости присутствия дополнительных источников.
Схема подключения генератора МАЗ напрямую зависит от его типа. Но в любом случае обязательны два условия: питание индуктора и подключение нагрузки (бортовая сеть и АКБ). Для соединения используются клеммы, которые расположены на задней крышке. Они обозначаются буквами «Ш» и «+Д». Первая используется для обмотки возбуждения, а вторая — для нагрузки.
К тахометру подключается выход одной из фаз в соответствии со схемой генератора МАЗ. Реле генераторной блокировки и контрольная лампа заряда батареи соединены с выходом «В».
Несмотря на простоту схемы подключения генераторной установки, при выполнении такой работы потребуется внимательность.
Возникновение неисправностей
Большинство владельцев грузовиков МАЗ со временем сталкиваются с проблемами в работе генератора. Причем неисправности могут возникнуть как в механическом узле, так и в электрическом. Основными признаками появления проблем становятся два основных фактора:
- отсутствие тока заряда во время работы двигателя;
- падение напряжения при включении большой нагрузки.
В первой ситуации неисправность обычно вызвана отсутствием тока возбуждения, либо же выходом из строя регулятора напряжения. Второй случай обычно связан с возникновением пробуксовки ремня привода.
Все неисправности можно устранить самостоятельно. Исключением становятся повреждения в обмотках ротора и статора. Такие ситуации требуют своевременной замены механизмов в схеме генератора МАЗ.
Выполнение ремонтных работ
Чтобы устранить возникшие неисправности в работе генератора МАЗ, потребуется демонтаж с штатного места. То есть только полный разбор узла поможет выявить ту или иную проблему. При разборке пользователь получит две половины. Одна будет состоять из передней крышки с якорем и шкивом, а вторая — из статора и задней крышки.
Чтобы произвести необходимые проверки и замеры, выполняют отсоединение от выпрямительного блока обмотки статора. Обязательно выполняют проверку целостности катушек и диагностику на наличие пробоев в корпусе. Измерение сопротивления обмоток производится с помощью тестера. Замыкания при этом идут на корпус мегаомметром на 100 В.
Отдельно важно отметить, что применять контрольные лампы на 220 В запрещено на основании требований безопасности. Проверка обмоток возбуждения выполняется аналогичным образом. Все выявленные поврежденные компоненты заменяются.
Чтобы проверить в схеме генератора МАЗ выпрямитель, делают прозвон всех диодов в обратном и прямом направлениях. Производится выпаивание дефектных деталей и их замена новыми. Помимо этого обязательно проводят тестирование работы регулятора напряжения. Для этого применяют контрольную лампу на 24 В. Таким образом можно проверить целостность цепи подачи тока возбуждения на роторную обмотку.