Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
МАЗ-5440 – автомобиль, выпущенный Минским автозаводом. Минский автомобильный завод — одно из старейших предприятий на постсоветском пространстве. Через 2 года отметит 80-летний юбилей. Минский автозавод и сейчас продает свои грузовики России и другим странам. Одной из таких моделей является МАЗ-5440, разработка которого началась в конце 80-х.
В марте 1997-го года были выпущены первые седельные тягачи МАЗ-5440 с колесной формулой 4х2. Этот модельный ряд имеет несколько модификаций:
- Седельные тягачи МАЗ-54421, МАЗ-54402 и МАЗ-544021. Эти машины соответствуют европейским требованиям для дальнобойных грузоперевозок.
- МАЗ-5440А9 – рестайлинговая модель, выпущенная в 2008 году.
- МАЗ-5440М9 – еще одна модель, созданная в соответствии с экологическим классом Евро-6. К соответствию европейским нормам также была подведена новая кабина, разработанная на Минском автозаводе.
В общей сложности было создано 16 модификаций. Общей для всех моделей МАЗ-5440 остается схема тормозной системы, о которой читатель узнает ниже. Современные тягачи, выпускаемые Минским автозаводом, оборудованы тормозными пневмосистемами Wabco.
Назначение тормозной системы
Тормозная система любого автомобиля — это комплекс узлов и деталей, обеспечивающих транспортному средству безопасное движение на дороге. Она также предупреждает самопроизвольное перемещение ТС во время стоянки.
Учитывая вес, габариты, грузоподъемность, и в целях повышения эффективности торможения, на тягачах модельного ряда МАЗ-5440 устанавливаются тормозные устройства раздельного типа, то есть у каждой колесной пары своя система торможения, входящая в состав рабочей. Кроме этого автомобиль оснащен дополнительными тормозными устройствами:
- стояночной, которая активируется во время парковки транспортного средства;
- запасной, активирующей механизмы торможения средней и задней колесной пары;
- вспомогательной, используемой на спусках со склонов. Она действует на трансмиссию противодействием давлению в воздуховоде впуска газов посредством дроссельной заслонки.
В случае выхода из строя рабочей системы или при экстренном торможении водитель задействует всю схему тормозов.
Устройство пневматической схемы МАЗ-5440
Система торможения МАЗ-5440 состоит из следующих узлов:
- Компрессора, закачивающего воздух в замкнутую систему и обеспечивающего в ней необходимое давление. В МАЗ-5440 установлен двухцилиндровый компрессор.
- Резервуаров – накопителей сжатого воздуха.
- Пневмопроводов, состоящих из шлангов, хомутов и трубок, по которым подается воздух.
- Электронных приборов, управляющих тормозной системой и пневмоподвесками.
- Тормозных механизмов: дисков, колодок и т. п.
В общей сложности, в пневматическую тормозную систему входят около 60 различных элементов.
Компрессор
В схеме подачи воздуха МAЗ-5440 задействован поршневой компрессор одноступенчатый с двумя цилиндрами. Это простая, надежная и долговечная конструкция, обеспечивающая бесперебойную подачу воздуха в пневмосистему. Компрессор закрепляется на двигателе, использует охлаждение и смазку ДВС. Корпус условно можно разделить на две части. В верхней располагаются цилиндры, внутри которых находятся поршни с шатунами, смонтированные через вкладыши. Под цилиндрами вмонтирован коленвал с подшипниками, на носке которого установлен шкив или шестерня. Через нее устройство, нагнетающее воздух в пневмосистему торможения, запускается при помощи ременного привода.
В головке блока цилиндров компрессора устроены клапаны: впускной, через который воздух поступает в блок, и нагнетательный, через который воздух под давлением направляется в накопители. Клапаны пластинчатого типа в закрытом состоянии удерживают спиралевидные пружины. Если давление в системе превышает норму, разгрузочное приспособление между двумя клапанами открывает их, и лишний воздух выводится из системы.
Компрессор запускается вместе с двигателем с помощью ременного привода. Начинает вращаться коленвал, обеспечивая возвратно-поступательные движения цилиндрам. Когда поршень опускается вниз, образуется разреженное пространство, в результате чего впускной клапан открывается под действием атмосферного давления. И воздух, прошедший через фильтр, поступает в цилиндр, который, дойдя до крайней нижней точки, начинает подниматься вверх. Впускной клапан закрывается. В блоке возрастает давление, и, достигнув определенного значения, воздушная масса открывает нагнетательный клапан и поступает по воздуховодам в систему. Дойдя до крайней верхней точки, цилиндр опускается вниз, и процесс повторяется снова.
Распределение воздуха
Согласно пневматической схеме МАЗ-5440, воздух из компрессора поступает в устройство, регулирующее давление. К этому же устройству присоединен адсорбер с осушителем сжатого воздуха. Далее воздух направляется в накопитель регенерации, другая часть перемещается по воздуховоду, на котором установлен четырехконтурный защитный клапан, выполняющий роль распределителя воздуха. Этот клапан встроен в тормозной кран. Он подводит воздух к исполнительным механизмам, благодаря чему все тормоза приводятся в действие единовременно.
В тормозной системе МАЗ-5440 используются 3 резервуара: для каждой оси свой накопитель, плюс 20-тилитровая емкость, предназначенная для стояночного тормоза. Все ресиверы прочно закреплены на раме транспортного средства.
На всех ресиверах вмонтирован клапан слива конденсата, поскольку в воздухе всегда присутствуют водяные пары, которые имеют особенность конденсироваться в емкостях.
Тормозные механизмы
В автомобилях МАЗ используются тормозные механизмы барабанного типа, принцип торможения которых основан на трении, которое стальные колодки, формируют, прижимаясь к подвижному барабану, отлитому из чугуна. Диаметр барабана составляет 42 см и ширина рабочей поверхности – 16 см.
На колодках установлены фрикционные накладки из материала, не содержащего асбест. Просвет между колодками и барабаном регулируется авторегулятором, встроенным в рычаг.
Передние тормоза активируются диафрагменными тормозными камерами, задние блокируют барабаны пружинно-пневматическими энергоаккумуляторами, состоящими:
- Из цилиндрического корпуса.
- Прочного металлического корпуса цилиндрической формы.
- Мощной и достаточно упругой спиральной пружины, находящейся в корпусе.
- Цилиндрообразного поршня с толкателем.
- Растормаживающего винта и компактной гайки на нем.
Энергоаккумулятор накапливает энергию, которая задействуется в процессе торможения при выключенном двигателе и компрессоре.
На тягаче также имеется клапан, управляющий тормозами прицепа. Клапан синхронизирован с общей тормозной системой тягача, но срабатывает немного раньше, чтобы избежать наезда прицепа на машину.
Согласно схеме, тормозная пневмосистема МАЗ-5440 связана с пневмоподвеской. То есть подвески функционируют от той же воздушной системы, что и тормоза.
Принцип действия тормозной системы
Что же происходит, когда водитель нажимает на педаль газа? В этот момент открывается кран, благодаря чему воздух из накопителей поступает по воздуховодам в тормозные камеры, в которых создается определенное давление, активирующее штоки. Те в свою очередь, перемещают тормозные колодки, прижимая их к барабанам, установленным на колесах. Движение автомобиля сначала замедляется, а потом машина и вовсе останавливается.
Когда водитель отпускает педаль, воздух из тормозных камер возвращается в резервуары, колодки отходят от дисков, и автомобиль может продолжить движение.