Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Крупнотоннажный грузовой автомобиль УРАЛ-4320 имеет повышенную проходимость и относится к технике специального или двойного назначения. Эти машины работают для перевозки мирных грузов, и в то же время используются как военная техника. Поэтому для этих ТССН крайне важна надежная работа всех агрегатов, узлов и систем.
В статье разговор пойдет об устройстве тормозов на УРАЛ-4320, которые имеют сложную разветвленную конструкцию и разделены на 4 автономные подсистемы торможения: основную, рабочую, резервную, стояночную и дополнительную. От способности автомобиля вовремя остановиться, зависит сохранность грузов и жизнь людей, находящихся в автомобиле, поэтому в общей тормозной системе предусмотрено, что некоторые тормозные подсистемы способны подменять и дублировать друг друга.
Список товаров:
Рабочая система торможения
Эта система является ведущей, основной. Рабочие тормоза используются для сброса скорости и полной остановки ТС вне зависимости от его первоначальной скорости движения, типа дороги, уклона, массы грузов.
Схема воздушной системы УРАЛ-4320 представлена тормозными механизмами, которые активируются смешанным гидропневматическим двухконтурным приводом переднего и двух задних тормозов, которые управляются педалью из кабины, связанной рычагами и тягами с тормозным краном, состоящим из двух секций. Тяги в тормозной системе к рулевым никакого отношения не имеют. Они являются элементами тормозной рычажной передачи.
Механизм торможения представлен барабаном, закрепленным на колесах, с перемещающимися колодками, которые прижимаясь к барабанам изнутри, замедляют вращение колес. Каждый такой механизм оснащен двумя цилиндрами с жидкостью, помещенными в единый корпус.
Колодки крепятся на несущих осях и имеют сверху специальные накладки. Это – относительно расходный элемент. По мере изнашивания накладок на них, тормозной механизм подлежит регулировке, суть которой заключается в уменьшении просвета между накладкой и барабаном, увеличивающегося в процессе стирания накладок на колодках.
Список товаров:
Пневмогидравлический привод рабочих тормозов
На УРАЛ-4320 устанавливается двухконтурный гидропневмопривод с составным приводом, применяемым для торможения прицепа и с вспомогательными тормозными элементами. Ниже на рисунке изображена схема привода в рабочее действие тормозов.
Когда водитель нажимает на педаль тормоза, он задействует компрессор, который подает сжатый воздух к блоку защитных клапанов через редуктор давления. В блоке встроены один тройной и один одинарный защитные клапаны, через которые заполняются пневмобаллоны автономных приводов тормозных механизмов, не взаимодействующих с остальными узлами. Такие приводы называются независимыми контурами. К ним относятся:
- Приводы отвечающие за торможение передней пары колес.
- Приводы, управляющие торможением задних колес.
- Комбинированные приводы тормозных механизмов, останавливающих колеса прицепа.
В таблице показано, какие детали и узлы входят в состав того или иного независимого контура.
Чтобы контролировать давление воздуха, в каждом контуре установлены клапаны контрольного вывода, к которым при необходимости присоединяется манометр.
Когда водитель нажимает на тормозную педаль, включаются все три типа контуров. Если один из автономных приводов выходит из строя, все остальные продолжают функционировать.
На автомобиле состояние тормозов контролируется датчиками:
- сообщающими о минимальном давлении воздуха в воздушных баллонах;
- сигнализирующими о неисправностях, таких как утечка тормозной жидкости или увеличенный просвет между накладками и барабаном.
В системе торможения УРАЛ-4320 используется непрямоточный компрессор поршневого типа, который обеспечивает запас воздуха, удерживаемого под давлением, чтобы своевременно привести в действие тормоза машины и автоприцепа. Ниже представлена его схема.
Воздух перед попаданием в компрессор проходит через воздушный фильтр. После очистки поступает в цилиндры компрессора через впускные клапаны. Сдавленный поршнями воздух выталкивается в пневмосистему через расположенные в ГБЦ нагнетательные клапаны. Блок и головка компрессора нагреваются. Во избежание перегрева происходит подведение охлаждающей жидкости из системы охлаждения ДВС.
Охлаждающая среда поступает в компрессор только тогда, когда работает ДВС. Масло, смазывающее механизмы компрессора, поступает из масляной магистрали ДВС к задней крышке компрессорного картера и через уплотнение по отводам коленвала к шатунным подшипникам.
Прочие узлы и механизмы тормозной системы УРАЛ-4320
Работоспособность тормозной системы обеспечивается целым комплексом деталей, узлов и механизмов:
Регулятор давления призван регулировать давление сжатого воздуха, вырабатываемого компрессором.
Тормозной кран, состоящий из двух секций, координирует функционирование исполнительных механизмов тормозной системы и клапана, активирующего тормоза прицепной платформы. Ниже представлена схема устройства тормозного тормозного крана УРАЛ-4320.
Механическое приводное устройство, управляющее тормозным краном. Этот механизм представлен тормозной педалью, установленной вместе с кронштейном в кабине и связанной с рычагом стержнем с двумя головками на концах. Такие стержни называются тормозными тягами. Один конец рычага находится внизу кабины на полу, второй уходит под кабину, где соединяется регулируемой тягой с рычагом крана, стоящего на левой балке рамы, называемой лонжероном.
Воздушные усилители тормозов вместе с ГТЦ расположены под кабиной. Под аббревиатурой ГТЦ скрывается главный тормозной цилиндр. Первый цилиндр – на том же лонжероне, второй – на кронштейне, удерживающем бензобак. При нажатии водителем на педаль открывается клапан тормозного крана, и воздух из цилиндров направляется по трубкам под поршни пневмоусилителя.
На рисунке изображено устройство главного тормозного цилиндра УРАЛ-4320 на схеме и в разрезе.
Клапан защитный тройной выполняет несколько функций: разделяет воздух, идущий от компрессора, на три контура. Если нарушается герметичность одной из замкнутых систем, этот кран автоматически отключает ее и сохраняет воздух в остальных контурах. Если оказывается пробитой подводящая магистраль, подпитывает дополнительный контур от двух основных.
Клапан, управляющий тормозами прицепа, отвечает за функционирование 1-проводной системы прицепного привода, ограничивает давление сжатого воздуха, поступающего в воздушную систему тормозов до определенного уровня.
Клапан, управляющий тормозами прицепа с 2-проводным приводом.
Клапан защитный обеспечивает автоматическое торможение прицепа, если ведущая тормозная магистраль окажется поврежденной.
«Колдун» препятствует заносу задних колес при торможении. На УРАЛ-4320 он пневматический, установлен на пятой поперечной перекладине рамы. Необходимое действие достигается за счет автоматической регулировки давления воздуха, подведенного к механизмам пневмоусилителя задней подвески, в зависимости от нагрузки на колесные оси.
Кран, отключающий тормоза прицепа, располагается на приборной панели в кабине водителя. Этим краном водитель проверяет способность тормозов машины удержать автопоезд на уклоне.
Двухмагистральный перепускной клапан подает воздух клапану прицепа, когда приходится пользоваться краном.
Кран, управляющий стояночным тормозом, служит для управления тормозами прицепа, когда водитель тормозит ручником. Этот кран соединяется с рычагом ручного тормоза тягой с компенсирующим устройством.
Соединительные головки, на которых имеются крышки, предохраняющие систему от попадания пыли и грязи. Если прицеп аварийно отцепляется от автомобиля, соединительные головки разъединяют систему подачи воздуха, и включается система торможения прицепа.
С целью повышения безопасности в большегрузном тягаче предусмотрены дополнительные тормозные системы. Это запасные и стояночные тормоза.
Список товаров:
Запасная тормозная система
В роли резервной системы торможения выступает замкнутый блок рабочей ТС. Когда выходит из строя один из таких блоков, резервные тормоза способны полностью выполнить торможение автомобиля.
Стояночная тормозная система
Стояночные тормоза призваны препятствовать движению машины на уклонах. Эта тормозная система имеет механический привод и управляется рычагом, расположенным справа от водительского кресла. Его также называют ручным тормозом или ручником.
Стояночный тормоз представляет собой барабанную тормозную систему с двумя самоусиливающимися колодками. Когда водитель «ручником» активирует этот тормоз, усилие передается от регулирующего рычага через ручной рычаг в кабине и серьгу на рычаг разжимной. Тормозной барабан, вращаясь по движению стрелки в часах, способствует передаче усилия от рычага через штангу к правой колодке. Та прижимается к барабану, захватывается им, смещаясь в сторону вращательного движения, и через устройство регулирования прижимает к барабану левую колодку.
Вспомогательная тормозная система
Функционирование этой тормозной системы основано на компрессии (сжатии). Система предназначена для снижения скорости на затяжных спусках. Выпускные газопроводы двигателя перекрывают заслонками, в них образуется противодавление, за счет чего и происходит торможение.
Вспомогательная система торможения состоит из корпуса и заслонки. Открывание и закрывание последних выполняется пневматическими цилиндрами, которые зафиксированы на корпусе с помощью кронштейнов. В полу кабины находится кнопка воздушного крана, который управляет этим тормозом. Чтобы привести в действие вспомогательные тормоза, водитель нажимает эту кнопку. Воздух под давлением поступает в цилиндры, поршни закрывают заслонки. При этом на привод тормозов прицепа тоже поступает сигнал, и они тоже притормаживаются.