Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Система электроснабжения, реализованная на колёсном тракторе Т-25 «Владимирец», позволяет решать следующие задачи: запуск пусковой системы двигателя, зарядку имеющихся аккумуляторов, освещение дороги, подачу звуковых и световых сигналов, питание установленных приборов контроля и измерение основных показателей.
Смонтированное электрооборудование подразделяется на 2 группы. В первую входят аппараты (приборы), являющиеся источниками электротока. Во вторую, его потребители.
Выполненная схема автомобиля является однопроводной (источники питания, потребители соединены одним проводом), выпрямленное номинальное напряжение в ней составляет 12 В. С корпусом трактора, выполняющим роль «массы», соединены минусовые клеммы установленных источников тока. Перед запуском ДВС необходимо подключить минус АкБ к корпусу.
Защиту от резкого перепада напряжения при КЗ выполняют плавкие предохранители.
Источники электротока
В этой группе две позиции:
- генератор марки Г302Б, вырабатывающий ~ I. Изделие имеет U=180 Вт. Комплектуется кремниевым выпрямителем. Последний имеет реле-регулятор контактно-транзисторного типа;
- пара АкБ марки 3ТСТ135ЭМС напряжением 6В и ёмкостью 135 Ач каждая.
Генератор решает задачу вырабатывания электроэнергии, используемой для питания всех установленных потребителей трактора при работающем двигателе. Если последний остановлен, то питание выполняется от аккумуляторных батарей.
Существует ряд режимов эксплуатации, когда потребление электроэнергии существенно возрастает (пример – транспортировка нагруженного прицепа в тёмное время суток со включенным дальним светом, габаритными огнями). В этом случае питание выполняется в совместном режиме, от АкБ и генератора.
В штатных режимах эксплуатации производительности генератора хватает не только для потребителей. Излишки идут на подзарядку тракторных аккумуляторов.
Важно! После остановки двигателя необходимо обязательно отключить минусовую клемму аккумуляторных батарей от корпуса. В противном случае возможен их полный разряд через обмотку генератора.
Рисунок 1 Схема электрооборудования
Потребители электроэнергии, входящие в электрооборудование Т-25
Данная группа включает следующие блоки.
- Система запуска двигателя внутреннего сгорания. Сюда входят:
- СТ222 (электрический стартер с рабочей N= 2,8 лошадиных силы);
- реле блокировки (марка изделия – РБ1);
- ещё одно реле, стартера (марка РС-502);
- (СН-150) подогревающее устройство, состоящее из свечи накаливания (предпусковой подогрев), N= 400 Вт, и её добавочного сопротивления (маркировка СЭ-52).
- Система сигнализации, смонтированная на тракторе «Владимирец». Система освещения. В этот блок включены:
- пара передних фар, способных работать на дальнем, либо ближнем свете;
- пара задних, освещающих прицепное оборудование и орудия сельхозназначения в ассортименте;
- схема трактора включает также фонари светосигнальные, информирующие о габаритах Т-25.
Установлены по бокам, впереди и позади (по одному с каждой стороны), стоп-сигнал. Сюда же включены поворотники;
- подсветка номерного знака;
- подсветка приборов контроля, установленных на панели, устройство подачи звукового сигнала;
- пара ШР, к которым подключают, при необходимости, потребителей электричества буксируемого устройства (например, прицепа) или лампу-переноску.
- Блок КИП
На щитке управления трактора смонтировано несколько приборов измерения и контроля (КИП), которые также являются потребителями электроэнергии. Сюда входят:
- амперметр, информирующий о токах АкБ (степень разряда/ уровень зарядки);
- указатели, информирующие о величинах давления (температуры) масла;
- изделие ПД-51, контролирующее свечу подогрева (информирует о степени накала);
- электрическая лампочка, обеспечивающая контроль положения переключателя «масса» (рубиновая);
- лампочка контроля отключения/включения режима «дальний свет» (зеленая).
- Блок аппаратуры коммутации
Он состоит из элементов, смонтированных в трёх различных местах.
На приборном щитке установлены:
- выключатель фар, расположенных сзади;
- выключатель освещения приборной панели и габаритов;
- выключатель стартера (установлено изделие марки ВК-316Б).
Местом установки следующей группы устройств является рулевая колонка. Здесь находятся:
- кнопки звукового сигнала;
- тумблер, обеспечивающий переключение поворотников;
- здесь же смонтирован переключатель света (позволяет выбирать режим работы дальний/ближний).
На опоре аккумуляторных батарей размещены:
- выключатель «масса», используется для отсоединения АкБ при заглушенном двигателе;
- блок установленных предохранителей.
Выключатель сигнала, информирующего о торможении трактора, и центральная распредкоробка электрической сети с несколькими штепсельными разъемами размещены непосредственно под поликом (специальный диэлектрический коврик в кабине тракториста).
Схема электрооборудования и разводка электропроводки
Все потребители и устройства, вырабатывающие электроэнергию, имеющиеся на Т-25, соединены проводами. Разводка выполняется с использованием монтажной схемы. Представление о взаимном соединении элементов (проводка) дает принципиальная электросхема.
Практически все используемые провода электропроводки собраны в несколько пучков, каждый из которых имеет свою изоляционную трубу для прокладки и оплётку Х/Б. Для их прокладки выбраны лонжероны двигателя, крылья. Часть проводки выполняется непосредственно под последними.
Трактористу очень важно, при возникновении неисправности, иметь конструктивную возможность:
- оперативного разбора электросхемы;
- нахождения необходимых концов проводов конкретной электроцепи;
- безошибочного и оперативного подсоединения проводов, предварительно снятых для выполнения ремонта (ТО), приводя схему в исходное состояние (подключение любого элемента).
Чтобы успешно решать данные задачи в схеме (на коробке распределительной и на самом генераторе) использованы штепсельные разъёмы, а провода имеют изоляцию различного цвета.
Ниже приведена принципиальная электросхема для трактора Т-25
Рисунок 2 Принципиальная электросхема
- фара тракторная передняя ФГ 305;
- генератор Г302Б переменного тока 12 в 190 вт;
- стартер 12 в 2,8 л.с. СТ222;
- аккумуляторная батарея 135 а*ч 3-ТСТ-135ЭМС;
- розетка штепсельная 47 к.;
- включатель "массы" ВК318Б;
- реле указателя поворота РС410Вж;
- патроны ламп освещения приборов ПП102-Ж;
- электролампа 12 в 1,5 св;
- контрольный элемент подогрева ПД51;
- указатель давления масла МД219;
- тахоспидометр со счетчиком мото-часов ТХ120;
- включатель стартера ВК316Б;
- фонарь контрольной лампы ПД-20-Еж;
- панель соединительная 12-клеммовая ПС 12;
- элекролампа указателя поворота 12 в 21 св;
- фонарь тракторный передний ПФ204;
- элекролампа габарита 12 в 6 квж;
- включатель стоп-сигнала ВКЮ-Б;
- фара тракторная задняя ФГ304;
- фонарь тракторный задний ФП209;
- соединитель проводов ПС 305;
- электролампа стоп-сигнала и габарита 12 в 21+6 св;
- кнопка сингала ВК-34;
- переключатель освещения передних фар П57;
- переключатель указателей поворота П57;
- штепсельный разъем;
- розетка штепсельная ПСЗООА;
- электролампа освещения номерного знака 12 в 3 св;
- фонарь тракторный номерного знака ФП200;
- фонарь контрольной лампы ПД20-Д;
- включатель задних фар ВК-57;
- включатель габаритов ВК-57;
- амперметр АП200;
- указатель температуры масла УК 133М;
- патрон контрольной лампы ПП113Д;
- реле включения стартера РС502;
- сопротивление добавочное СЭ-52;
- панель соединительная 5-клеммовая ПС5;
- блок предохранителей ПР106;
- блок защиты БЗ-30;
- плавкая вставка ПВ-20А;
- реле блокировки РБ1;
- реле-регулятор РР362Б;
- свеча накаливания СН150;
- сигнал звуковой С44;
- датчик температуры масла ТМ100;
- штепсельный разъем.