Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Особенности мотора и КП
ЗИЛ-131 имеет V-образный карбюраторный мотор с 8-мью цилиндрами, мощностью на 150 л/с и 3 моста, которые являются ведущими. Передний мост управляется электрической пневматикой.
Грузовик ЗИЛ-131 не является экономичным в плане расхода топлива. По этой причине для его работы обычно используется марка АИ-76. Расход на 100 км составляет порядка 40 литров. На увеличение показателя во время движения оказывает влияние особенности поверхности рельефа, по которому двигается автотранспорт. Для повышения топливной экономичности многие владельцы меняют бензиновый мотор на дизельный, который соответствует объему на 4,7 литра и мощность в 109 л/с.
ЗИЛ-131 включает механическую коробку передач (МКПП) и РКП, с 5 литровым объемом моторной жидкости. Если конструкция усиливается коробкой отбора мощности (КОМ), то литраж увеличивался до 6,5. РКП ставились на ЗИЛ-131 для большей устойчивости на малых скоростях. При внедрении таких новшеств в системе образуется максимально большой момент силы.
Состав РКП
Согласно нормам, РКП ЗИЛ-131 состоит из следующего списка конструктивных элементов:
- валы;
- картер;
- шестерня;
- муфта;
- шток;
- перневмокартеры;
- дроссели;
- тяги.
Согласно схеме подключения, в картере на поршнях помещен ведущий вал с шестерней и зубчатым венцом, установленным для запуска 5-го скоростного режима. Картер изготавливается с использованием серого чугуна с системной вентиляцией закрытого типа.
Материал из которого изготавливаются клапаны — это жаропрочная сталь, позволяющая с легкостью переносить любые нагрузки.
Когда автомобиль едет по гололеду, то активация моста на переднем приводе является необходимым действием. Если данное действие системы не произошло, стоит проверить подачу энергии на автомат и состояние клапанов.
Сверху крышка РКП имеет сапун, а снизу — сливной и контрольно-заливной отсек. На наружной панели картера надежно прикреплена пневмокамера и сальники в крышечках поршней вала. Внутри картера находится компонент, который переключает режимы скоростного движения.
Конструкционные характеристики РКП ЗИЛ-131
С помощью РКП момент силы, извлекаемый от коробки передач, трансформируется и направляется к приводам: переднему и задним, и напрямую к колесным осям. Активируется передний мост и вручную, и автоматически. Еще РКП может включать пониженную передачу, обладающую показателем в 2,8, которая существует для передвижения в особо сложных природных условиях, например, по бездорожью. В это время момент силы, передающийся колесные оси, возрастает в 2 раза. Это позволяет не сильно нагружать мотор и трансмиссию.
РКП оснащена двумя валами с присутствием набора косозубых шестерен. При необходимости сверху РКП устанавливают КОМ.
Специфика работы РКП
- Вторая передача. Используется во время перемещения по бетонному, асфальтовому и твердому грунтовому покрытию. Ручка коробки передач перемещается в положение назад, а момент силы передается от кардана с помощью кромки. Затем направляется на вторичный вал привода задних мостов. Вместе с этим все шестерни крутятся в свободном порядке, а дроссель переднего привода деактивирован. В случае передвижения по сложным дорожным участкам от электропривода, находящегося в салоне, активируется передний мост зИЛ-131. Он приводит в работу пневмоэлектроклапан, и воздух отправляется в пневмокамеру, которая отвечает за стержень активации. Он сдвигает вилку активирования переднего привода. Момент силы в это время поступает на фланец, используя ведущую и ведомую шестерни прямой передачи и каретки ведущей муфты. Далее он будет направлен к переднему приводу автомобиля, и на табло включится индикатор активации привода.
- Пониженная передача. Используется во время движения машины по сложным дорожным участкам. Ручка коробки передач перемещается в положение вперед, и тяга от нее действует на стержни, переключающие передачи КП. Вилка верхнего штока двигает каретку и разделяет валы и привода задних мостов. Вилка нижнего стержня сдвигает зубчатую каретку и соединяет шестерни. В это время нижний стержень, нажимающий на кнопку активации, находящуюся в РКП и подающую разряд на пневматический электродроссель, который сжимает воздушные потоки, активирует кареткой вал привода переднего моста ЗИЛ-131. Получается момент силы передается к первичному валу от КП за счет использования кардана и кромки. Преодолевает шестерни и попадает на выходной вал привода задних мостов. Наряду с этим обороты вращения выходных валов снижаются в 2 раза в сравнении со второй передачей, а момент силы возрастает во столько же раз. Необходимо подчеркнуть, что активация переднего привода в момент использования пониженной передачи осуществляется автоматически.
- Нейтральная передача. Ручка переключения КП находится посередине и способствует разъединению валов для того, чтобы момент силы поступал от первичного вала и шестерне к приводу КОМ. Машина остается без движения.
- Регулярное обслуживание, которое состоит из осмотров перед рейсом автомобиля и покрытия под двигателем и другими основными механизмами на предмет протечек жидкостей.
- ТО, которое включает осмотры РКП на предмет устойчивости закрепления и очистке сапуна.
- СО, которое заключается в сезонной замене жидкостей и масел в РКП. Слив производится через сливной клапан, а заливка — через соответствующие наличное техническое отверстие.
- электровоздушный дроссель;
- пневмокамера;
- пара выключателей;
- автомата переключения;
- тумблер;
- индикатор.
- размыкание цепи электромагнита;
- герметичное закрытие впускного клапана;
- открытие выпускного клапана;
- автоматическое активирование переднего моста ЗИЛ-131 через возвратную пружину.
- Ручка переключения делает круговой оборот от точки крепления.
- За счет тяги стержень и вилка муфты направляются в заднее положение и стыкует между собой агрегаты зубчатым венцом шестерни.
- В результате момента силы операция перемещается с ведущего вала прямо на вал приводов задней тяги.
- с дифференциальным приводом;
- блокированный привод;
- смешанный.
- КП с блокированным приводом способствует одновременному вращению всех приводов, за счет чего, момент силы раздается в соответствии с силой сопротивления.
- Если в РКП дифференциальный привод, выходные валы имеют разную угловую скорость вращения. Также его еще называют межосевым.
- РКП со смешанным приводом включают половину ведомых валов с одинаковой угловой скоростью вращения и вторую половину, использующую межосевой принцип. К ним также можно отнести и коробки с блокируемым дифференциалом.
- одному переднему и паре задних мостов;
- паре передних и паре задних мостов;
- ведущим колесам бортов машины.
- Посторонний шум в коробке. Говорит о том, что могут быть разрушены некоторые детали. Для устранения нужно разобрать коробку и заменить неисправные конструктивные элементы.
- Произвольное переключение передач. Говорит об износе зубчиков каретки или зубчатых венцов на колесах. Для устранения требуется их замена.
- Происходит подтекание масла. Указывает на износ уплотнительных манжет или разрыве мембраны в пневмокамере. Для устранения нужно произвести замену неисправных деталей.
- Происходит нарушение регулировки тяги управления. Указывает на износ пальцев и вилок тяги. Необходима регулировка тяг и замена пальцев.
В состоянии отсутствия трансмиссионных жидкостей РКП весит порядка 115 кг. После залива данного вида составов вес увеличивается в среднем на 2,5 кг. Резюмируя вышесказанное, схема подключения переднего моста ЗИЛ-131 выглядит не сложно. Передний привод активируется электроприводом из салона, с учетом того, что РКП работает на первой передаче. Если используется понижающая передача, передний мост активируется автоматически.
Обслуживание РКП ЗИЛ-131
Техническое обслуживание РКП происходит в несколько основных этапов:
Работа РКП
Электропневматическое устройство, активирующее передний привод, состоит из:
Для качественной работы РКП на поперечный брус рамы устанавливают электровоздушный дроссель. При этом корпус оснащается пневмокамерой. Реле ставится на стенки фиксатора и пневмокамеры, а тумблер и индикатор располагают в салоне и реле автомата под капотным кожухом.
Виды РКП ЗИЛ-131
В момент активации РКП другие агрегаты и механизмы поочередно начинают подключаться. Водитель передвигает ручку от себя и следом совершает вращательное движение по кругу.
Муфта продвигается назад при помощи штока и вилки, что способствует соединению шестерней. При выдвижении штока, активируется выключатель и создает замыкание в цепи автомата переключения, после чего происходит замыкание электроцепи на электровоздушном дросселе. Электромагнитный якорь перемещается в нижнее положение и происходит открытие впускного и закрытие выпускного дросселей.
Для полной активации сжатый воздух из пневмосистемы отправляется в пневмокамеру, которая отвечает за перемещение муфты в заднюю позицию с использованием штока, где происходит стыковка с зубчатым валом.
Таким образом за счет использования системы с ведущим валом и шестерни, а также муфты происходит передача момента силы на вал привода переднего моста ЗИЛ-131.
При использовании первой передачи схема работы следующая:
Во время применения второй передачи:
В случае езды по обледенелому или скользкому покрытию стоит воспользоваться активированием моста на первой передаче, насильно замыкая цепь электромагнита активированием тумблера. Это помогает непосредственному направлению момента силы на вал привода переднего моста ЗИЛ-131.
В случае использования привода на других передачах передача силовой нагрузки происходит через задний и передние мосты.
Во время активации переднего моста происходит автоматическое замыкание цепи выключателем, и в салоне включается соответствующий индикатор.
Схемы
ЗИЛ-131 имеет несколько схем РКП:
Схемы имеют некоторые различия:
На основании вышесказанного можно сделать вывод о том, что мощность направляется от РКП к:
Неисправности и способы их ликвидации
В большинстве случаев неисправность РКП можно предотвратить или исключить на ранней стадии. Этому способствуют регулярные осмотры перед предстоящей поездкой.
Возможные неисправности: