Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Мосты у грузового автомобиля ЗИЛ-131 представляют собой сложные, состоящие из множества отдельных узлов, агрегаты. Они выполняют несколько функций: обеспечивают соединение между правыми и левыми колесами, а также делают их автономными друг относительно друга. Внутри мостов расположены механизмы, которые передают крутящий момент от двигателя к колесам. Агрегаты постоянно подвержены нагрузке со стороны колес и подвески.
Передний мостовой агрегат оснащен главной передачей, которая смонтирована в горизонтальном банджо. Так назвали срединную часть моста, имеющую форму корпуса известного музыкального инструмента.
Мост не просто служит конструкцией, удерживающей колеса, но и отвечает за синхронизацию их вращения. Поэтому он разделен на две самостоятельные половины, связанные между собой редуктором. К мостам крепятся подвески с амортизаторами, которые гасят колебания и вибрации во время движения. Одним словом, устройство моста ЗИЛ-131 – довольно сложная и функциональная конструкция.
Конструктивные особенности мостов ЗИЛ-131
ЗИЛ-131 – среднетоннажный грузовой автомобиль, с грузоподъемностью 5 тонн. У него три пары колес, и предусмотрены 3 моста: два – под грузовой платформой, на которые ложится основная тяжесть транспортируемых грузов, и один под кабиной.
Агрегаты под грузовой платформой называются средним и задним. Они – ведущие и конструктивно почти идентичные. А под кабиной располагается передний мост, который является не только ведущим, но и управляемым. Таким образом, у грузовика ЗИЛ-131 все мосты являются ведущими.
Есть и еще одна особенность в устройстве переднего моста ЗИЛ-131, которая отличает его от среднего и заднего мостов. У переднего редуктор расположен горизонтально, а у среднего и заднего – вертикально.
Монолитная конструкция, которую можно увидеть, если наклониться и заглянуть под ЗИЛ, это всего лишь картер – прочный стальной корпус, внутри которого скрыты все механизмы.
В средней части, которая является картером главной передачи, находится редуктор. От него отходят полностью разгруженные полуоси с фланцами. Каждую полуось уплотняют сальником, который помещается во фланце мостовой балки.
Мосты у ЗИЛ-131 имеют сварную конструкцию и собраны из двух штампованных половин с фланцами и крышкой.
Передний мост
На полуосях переднего моста ЗИЛ-131 установлены ШРУСы – шарниры равных угловых скоростей с максимальным углом поворота в 30°. Одной из особенностей переднего моста является наклон стержня шарнира поворотного соединения, который называется шкворнем. Ниже изображена полуось со ШРУСом и шкворнем.
Список товаров:
Передний мост отвечает за вращение передних колес, которые в свою очередь подчиняются рулевому механизму и обеспечивают повороты транспортного средства. Поэтому основным узлом переднего и заднего мостов является механизм главной передачи, через который крутящий момент передается от коробки передач колесам.
По своей сути главная передача является редуктором (на фото). Он крепится к картеру моста фланцевым соединением, которое располагается вертикально.
В переднем мосте главные передачи – сдвоенные. Состоят из двух конусообразных зубчатых шестерен со спиралевидными зубьями и пары зубчатых колес цилиндрической формы с косыми зубьями. Этот узел крепится к картеру моста болтами. Большинство деталей главной передачи переднего моста такие же, как у заднего. Это:
- Зубчатые колеса.
- Механизмы, передающие мощности вращения колесам, называемые дифференциалами. В мостах эти механизмы раскладывают один получаемый от двигателя поток мощности на два взаимозависимых по своим угловым скоростям и направляют их через вращение полуосей колесам.
- Подшипниковые гнезда.
- Фланец вала конической шестерни.
- Подшипники.
Отличается только подшипник переднего торца вала конической шестерни. На ней шайба имеет направленную влево спиралевидную канавку для оттока масла. Ниже на снимке изображен вал конической шестерни со шлицами.
В цилиндрической шестерне главной передачи встроен двухрядный подшипник с крышкой, во фланце которой имеется резьбовое отверстие. В него ввернута пробка, закрывающая отверстие в картере сцепления, когда грузовой автомобиль ЗИЛ-131 преодолевает брод.
В стенках картеров редукторов на всех мостах имеются заливные отверстия с пробками. Через эти отверстия проверяют зубья на конических шестернях. Ниже расположена схема устройства переднего моста ЗИЛ-131.
На рис.: Передний мост:
I — шарнир равных угловых скоростей; II — главная передача; 1 — ступица; 2 и 59 — фланцы; 3 — цапфа; 4 — защитный кожух трубки подвода воздуха; 5 — канал подвода воздуха; 6 — шинный кран; 7 — внешняя гайка; 8 — внутренняя гайка; 9 — замочная шайба; 10 — шланг подвода воздуха к шине; 11 — наружная манжета; 12 — шланг подвода воздуха к головке; 13 и 21 — уплотнения; 14 — гайка; 15 — тормозной кронштейн; 16 — угольник; 17 и 33 — пробки; 18 — поворотный рычаг; 19 — регулировочная прокладка; 20 — сальник корпуса поворотного кулака; 22 — полуось; 23 — шаровая опора; 24 — сальник полуоси; 25 — картер; 26 — опорная шайба шаровой опоры; 27 — кулак; 28 — заглушка; 29 — корпус поворотного кулака; 30 — нижние регулировочные прокладки; 31 — нижняя прокладка регулировочного кулака; 32 — головка трубки подвода воздуха; 34 — внутренняя манжета ступицы; 35 — предохранительный клапан; 36 — болт подшипника крепления дифференциала; 37 — пробка контрольного отверстия; 38 — чашка дифференциала; 39 — зубчатое колесо полуоси; 40 — опорная шайба; 41 — крышка подшипника; 42 — стопор гайки; 43 — регулировочная гайка; 44 — картер главной передачи; 45 — сателлит; 46 — опорная шайба сателлита; 47 — крестовина дифференциала; 48 и 56 — крышки подшипников; 49 и 55 — стаканы подшипников; 50 и 61 — регулировочные прокладки; 51 — цилиндрическое колесо; 52 — цилиндрическая шестерня; 53 — коническое колесо; 54 — коническая шестерня; 57 — маслоотгонная шайба; 58 — манжета; 60 — ведущий вал конической шестерни; 62 — регулировочная шайба; 63 — крышка; 64 — цилиндрический роликовый подшипник; 65 — пробка сливного отверстия.
Средний и задний мосты
Задний и средний мосты на ЗИЛ-131 – разрезные, соединенные фланцами. Редукторы этих мостов идентичные, как по устройству, так и по размещению. Одна пара представлена коническими шестернями со спиралевидными зубьями, вторая пара состоит из цилиндрических зубчаток с косо расположенными зубьями.
Картеры главных передач размещаются сверху и крепятся к корпусу мостов фланцевым соединением. Главная передача среднего моста считается проходной. Средний и задний мосты взаимозаменяемы. Механизм, передающий мощность – конической формы с четырьмя планетарными шестернями. Полуоси, как и у переднего моста, разгруженные, с фланцевым соединением. Крепятся к колесным ступицам, которые смонтированы на концах балки роликовыми подшипниками. Ниже можно ознакомиться со схемой заднего и среднего моста ЗИЛ-131.
На рис.: I — задний мост; II — промежуточный мост;
1 — ступица; 2 — разжимная втулка; 3 — правая полуось; 4 — цапфа; 5 — защитный кожух трубки подвода воздуха в шине колеса; 6 — шинный кран; 7 — внешняя гайка подшипников; 8 — внутренняя гайка подшипников; 9 — замочная шайба; 10 — шланг подвода воздуха к шине; 11 — шланг подвода воздуха к головке; 12 — разжимной кулак; 13 — сальник; 14 — гайка; 15 — кронштейн; 16 — угольник; 17 — масленка; 18 — уплотнитель наконечника шланга; 19 — предохранительный клапан; 20 — картер; 21 — манжета полуоси; 22 — головка подвода воздуха; 23 и 24 — внутренний и наружный сальники ступиц; 25 — предохранительный клапан; 26 — крышка; 27 — прокладка; 28 — коническая шестерня; 29 — пробка заливного отверстия; 30 — коническое колесо; 31 — роликовый подшипник; 32 — распорная втулка; 33 — цилиндрическая шестерня; 34 — гнездо подшипника; 35 — регулировочная прокладка; 36 — двухрядный подшипник; 37 — крышка подшипника; 38 — гайка подшипника цилиндрической шестерни; 39 — регулировочное кольцо; 40 — цилиндрическое колесо; 41 — опорная шайба сателлита; 42 — сателлит; 43 — крестовина дифференциала; 44 — зубчатое колесо полуоси; 45 — левая полуось; 46 — опорная шайба шестерни полуоси; 47 — чашка дифференциала; 48 — пробка сливного отверстия; 49 — картер главной передачи; 50 — гайка подшипника дифференциала; 51 и 64 — фланцы крепления карданных валов; 52 — проходной вал; 53 — регулировочная прокладка; 54 — стакан подшипника; 55 — крышка; 56 — упорная шайба; 57 — пробка сливного отверстия; 58 — крышка подшипников; 59 — маслоотгонная шайба; 60 — конический роликовый подшипник; 61 — регулировочная шайба; 62 — цилиндрический роликовый подшипник; 63 — манжета.
Редукторы
Главная передача на ЗИЛ-131 является частью трансмиссии и связана с коробкой переключения передач. Состоит из следующих элементов:
- Корпуса КПП с крышкой.
- Первичного вала с конусообразной шестерней и подшипниками.
- Ведущей шестерни с валом.
- Двух ведомых шестерней: цилиндрической и конической.
Список товаров:
Корпус крепится болтами к балке моста. Два болта находятся внутри, и добраться до них можно только через боковую крышку.
Конические дифференциалы устанавливаются в картерах главных передач. Они одинаковые на всех трех мостах. Каждый крепится на двух подшипниках.
Схема показывает устройство и работу дифференциалов переднего моста. Под буквой «а» показано состояние шестерен, когда автомобиль движется по прямой, а шестерни-сателлиты находятся в состоянии покоя. Под буквой «б» – автомобиль движется с поворотом, соответственно скорости у ведущих колес отличаются. В этом случае планетарные шестерни совершают обороты вокруг своих осей.
У заднего и промежуточного мостов редукторы имеют несколько отличий: на среднем имеется коническая шестерня, оба конца которых завершаются вмонтированными фланцами. На них крепятся карданные валы. Больший фланец установлен на переднем конце вала. А фланец меньшего размера – на заднем конце.
На этом же промежуточном мостовом агрегате роликовый подшипник закрыт крышкой, поверх которой надета манжета. Внутреннее кольцо подшипника снабжено шайбой с маслоотводящей канавкой, направленной вправо.
Цилиндрическая шестерня, играющая ведущую роль, изготовлена вместе с валом, на котором она посажена. Этот вал вращается на двух подшипниках: цилиндрическом игольчатом и двухрядном конусообразном. Первый подшипник устанавливается с заранее подобранным кольцом и не нуждается в дополнительной регулировке. А вот коническим шестерням требуется регулировка осевого зазора, которая выполняется за счет подбора регулировочных шайб соответствующей толщины. Правильность регулировки проверяется динамометром по усилию, которое затрачивается на проворачивание вала в подшипниках. Это усилие должно составлять 1,3—2,7 кгс.
Передний конец этого вала замыкается фланцем, а на задний установлена распорная втулка. Игольчатый подшипник и конец вала закрыты крышкой.
Между картером и подшипниками проложены прокладки. Ведомая шестерня в форме зубчатого венца закреплена между чашек дифференциала. Когда работает редуктор, крутящий момент изменяется в обеих группах шестерней по числовому значению, а в паре конических шестерен и по направлению.
Правильное зацепление конусообразных шестерен проверяют по образовавшемуся на зубьях пятну контакта. Оно должно составлять 2/3 длины зубьев.
Картеры заднего и среднего мостов имеют заливное и сливное отверстия, через которые в них заливается трансмиссионное масло. У переднего моста ЗИЛ-131 заливное отверстие расположено в крышке балки, а сливное – в нижней части балки.
Шестерни редуктора смазываются разбрызгиванием. В картере есть небольшие отверстия. Масло заливается в картеры всех трех мостов. На это уходит примерно 5 литров.