Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 находит применение в промышленности, городских условиях, в военных задачах. Конструктивные особенности мотора имеют аналогичные характеристики с модификацией ЗИЛ-111. В этой модели уменьшили объем до 6 литров, установили карбюратор с двумя камерами, ограничителями оборотов. Производитель позаботился об отличных технических характеристиках двигателя ЗИЛ-130, которые сочетаются с достаточным уровнем мощности, производительности.
Конструктивные особенности
В этой модели предусмотрен бензиновый двигатель внутреннего сгорания, который оснащен карбюраторной системой для подачи топлива. Мотор четырехтактный, восьмицилиндровый. Цилиндры расположены в V-образной форме в два ряда. Поршни расположены таким образом, что угол между рядами имеет 90 градусов.
Один коленчатый вал для вращения, имеется нижний распределительный вал. Двигатель обладает жидкостной системой охлаждения закрытой конструкции. Циркуляция принудительная. В этой модели предусмотрена комбинированная система для подачи смазки внутрь конструкции. Смазочные материалы поступают под высоким давлением или разбрызгиваются. Смазку и охлаждающую жидкость нужно использовать согласно рекомендациям производителя, чтобы продлить срок эксплуатации мотора, обеспечить исправное функционирование.
Особенности блоков цилиндров
Для производства ДВС на ЗИЛ используют технологию отливки чугуна. Применяют несущую водяную рубашку, вставные мокрые гильзы. Чтобы увеличить жесткость и надежность конструкции, водную рубашку специально разделили при помощи перегородок. Они замыкаются на силовые контуры.
В процессе отливки гильз цилиндров применяют чугун маркировки СЧ18-36. Этот материал отличается высоким уровнем надежности и прочности, устойчивости к механическим повреждениям, деформации. Содержание феррита в составе ограничивается 5%.
В верхнюю часть гильзы вставляется вставка при помощи прессования. Ее размер не превышает 50%. Для производства вставки используют аустенитный чугун. Можно выделить несколько главных свойств этого материала:
- отличная демпфирующая способность;
- высокая жидкотекучесть;
- возможность обработки;
- незначительная усадка материала.
Вставка и сама конструкция устойчива к истиранию, различным повреждениям. Она выдерживает высокие температурные режимы, когда мотор начинает работать при повышенных нагрузках. Аустенитный чугун обеспечивает продолжительный ресурс гильз. Они не будут требовать замены до 200 тысяч километров пробега. Показатели толщины составляют 7,5 миллиметров, а высота достигает – 188,5 миллиметров. Распределительный вал устанавливают в блоках цилиндров.
Техническое обслуживание
Чтобы обеспечить исправную работу ДВС на ЗИЛ-130, необходимо позаботиться о техническом обслуживании мотора, выполнять все работы согласно установленного регламента. Положения и требования прописаны производителем в технической документации. Важно своевременно проводить все необходимые профилактические работы.
Техническое обслуживание мотора классифицируется по следующим признакам:
- периодичность;
- количество и трудоемкость выполняемых операций;
- сезонное обслуживание.
Если грузовое транспортное средство эксплуатируется ежедневно, необходимо каждый день проводить осмотр после окончания работы. Периодичность первого и второго технического обслуживания зависит от условий эксплуатации, продолжительности работы, состояния. Сезонное обслуживание проводят не чаще двух раз в течение года. Мастерам нужно проверить все узлы и технические показатели в весеннее, осеннее время.
Что входит в ежедневное техническое обслуживание?
Водитель, который работает на автомобиле или мастера, должны ежедневно выполнять комплекс работ, чтобы обеспечить работоспособность мотора, избежать поломок, неисправностей. Каждый день нужно выполнять следующие операции:
- Осмотр транспортного средства. Важно проверить комплектацию, текущее состояние кабины, платформы, исправность механизмов в дверях. Дополнительно осматривается рама, ее целостность и надежность. При помощи инструментов требуется проверить сцепные устройства, шины, рессоры, крепление болтов на колесах.
- Далее происходит проверка функционирования осветительных приборов, сигнализации, звуковых сигналов. Для обеспечения безопасности, все контрольно-измерительные приборы должны быть исправными, показывать реальные показатели. В противном случае эксплуатация транспортного средства невозможна. Независимо от погодных условий требуется проверять функционирование стеклоочистителей, омывателя ветрового стекла.
- Нужно выполнить диагностику работоспособности свободного хода рулевого колеса, состояния привода рулевого управления. Сюда входят клеммовые соединения сошки, которые оснащены шаровыми пальцами.
- На следующем этапе проверяется герметичность привода тормозной системы. От ее исправности зависит дальнейшая безопасность водителя, а также пассажиров. Нужно оценить исправность систем питания, гидроусиления рулевого привода, смазочной системы и подачи охлаждающей жидкости. Если они не подаются внутрь двигателя внутреннего сгорания, то при отсутствии смазки и охлаждения начинают изнашиваться детали.
- На посту экспресс-диагностирования можно проверить работоспособность агрегатов, систем и главных механизмов транспортного средства. Дополнительно проверяют уровень масла, которое заливается в картер. Если показатель ниже обозначенной отметки, необходимо долить смазочный материал.
- Проверка топлива в баке, уровня жидкости в системе охлаждения. При необходимости нужно сделать доливку. Если грузовое транспортное средство хранится не в условиях гаража, когда наступает холодное время года, требуется сливать конденсат, который образовывается внутри воздушных баллонов. В противном случае произойдет разрушение системы, поломки и неисправности пневматического привода тормозов.
Важно регулярно и ежедневно проверять резервуар омывателя ветрового стекла. Жидкость нужно заливать, когда отметка опускается ниже положенного уровня.
Технология первого технического обслуживания
Первое техническое обслуживание двигателя внутреннего сгорания на автомобиле ЗИЛ-130 нужно доверять специалистам и механикам. Они выполнят осмотр транспортного средства, проверят состояние номерных знаков. Согласно действующему законодательству, цифры и буквы должны хорошо читаться.
Дополнительно проверяют исправное состояние механизмов в дверях, запоров бортов платформы. Обязательно диагностируют работоспособность следующих узлов:
- герметичность двигателя, чтобы не просачивалось масло, смазочные материалы;
- крепление выпускных газопроводов, которые присоединены к головке блока цилиндров;
- проверка герметичности состояния картера коробки переключения передач.
При наличии неисправностей, их требуется устранить, при необходимости заменить детали и комплектующие, которые вышли из строя.
Частые признаки неисправностей двигателя внутреннего сгорания ЗИЛ-130
При неисправности мотора автомобиль не будет работать или возникнут серьезные проблемы. Несвоевременный ремонт или техническое обслуживание часто становятся причиной еще более серьезных поломок. Мотор является одним из важных силовых агрегатов, который работает на бензине.
Основная задача – обеспечение движения грузового транспортного средства, выработка электрической энергии при помощи генератора. Благодаря этому в грузовике функционируют электрические приборы, тепловентиляторы для обогрева салона. При неисправностях и поломках, автомобиль не сможет передвигаться, выполнять свои главные функции.
Можно выделить несколько главных признаков неисправностей:
- затрудненный или невозможный запуск мотора;
- двигатель нестабильно работает на холостом ходу, а также во время движения транспортного средства;
- возникновение постороннего шума, звука;
- увеличение расхода топлива;
- неправильный расход моторного масла.
При возникновении поломки может произойти потеря мощности двигателя. Также происходит изменение оттенка отработанных газов. Неисправности приводят к чрезмерному перегреву мотора.
Причины поломок
Неисправности проявляются, когда внутри конструкции имеются изношенные детали и запчасти. Это могут быть трещины, потеря герметичности конструкции, нарушение уплотнительных материалов, попадание загрязнений. Существует огромное количество неисправностей мотора. Можно выделить несколько главных:
- водитель использует для заправки топливо низкого качества (важно прочитать техническую документацию, следовать рекомендациям производителя);
- моторное масло не соответствует высокому качеству, обладает другими характеристиками, которые отличны от тех, которые указал производитель;
- регулярный запуск мотора при низкой температуре без подогрева (это приводит к сокращению ресурса силового агрегата);
- агрессивный стиль вождения, когда происходит частое изменение режима работы двигателя внутреннего сгорания, функционирование на повышенных оборотах;
- ремонт двигателя выполнялся некачественными комплектующими, неквалифицированное и нерегулярное техническое обслуживание, пренебрежение рекомендациями производителя.
Причиной поломки силового агрегата может стать недостаточный уровень масла. Его отсутствие приводит к тому, что детали начинают тереться друг об друга, поэтому возникает преждевременный износ, перегрев металла в процессе работы. Также поломки появляются при недостатке или отсутствии охлаждающей жидкости.
Водители, которые ежедневно ездят по некачественным дорогам, бездорожью, должны регулярно выполнять технический осмотр, обслуживание. Дороги низкого качества являются одним из основных негативных факторов. Движение по ним становится причиной повышенного уровня вибрации.
Чтобы найти поломку или неисправность, необходимо обратиться на станцию технического обслуживания, выполнить диагностику мотора. Для этого предусмотрено специальное оборудование, стенды. Первичная диагностика может проводиться владельцем транспортного средства.
Эксплуатация и обслуживание двигателя внутреннего сгорания на автомобиле ЗИЛ-130
Надежность и исправность двигателя внутреннего сгорания для ЗИЛ-130 зависит от условий эксплуатации, регулярности и периодичности обслуживания. Мотор в полностью исправном состоянии способен обеспечить номинальные характеристики. Он прослужит без поломок в течение длительного времени.
Производитель указывает основные рекомендации и правила, которые относятся к последующей эксплуатации, обслуживанию двигателя внутреннего сгорания:
- использование топлива того сорта и марки, указанные в технической документации транспортного средства;
- важно покупать качественное моторное масло, охлаждающую жидкость (можно также прочесть рекомендации, обозначенные производителем);
- категорически запрещено эксплуатировать мотор на повышенных оборотах (оптимальное значение 1 800-2 000 оборотов в минуту);
- после запуска двигателя необходимо немного прогреть мотор, чтобы не запускать его на холодную (оптимальное время прогрева 5 минут);
- запуск двигателя с толкача нужно свести к минимуму.
После запуска двигателя, необходимо отказаться от резкого повышения оборотов мотора. Прогревать его нужно на холостых оборотах, чтобы продлить ресурс эксплуатации, поддерживать технические характеристики. Во время движения с горки не стоит выключать мотор для экономии топлива. Доказано, что такой режим эксплуатации может стать причиной более серьезных поломок и неисправностей.
В бензин и внутрь двигателя внутреннего сгорания не должна попадать вода. Именно по этой причине нужно регулярно выполнять техническое обслуживание, чтобы проверять герметичность конструкции, состояние резиновых уплотнителей.
Для продления ресурса мотора, необходимо соблюдать и дополнительные рекомендации. После длительной и активной поездки, категорически запрещено сразу останавливать мотор. Сначала нужно дать ему остыть в процессе работы на холостых оборотах. После того, как водитель проехал 1 000 километров, необходимо очищать силовой агрегат от нагара, различных загрязнений. Такие мероприятия способны поддерживать технические характеристики, обеспечить стабильную и исправную работу агрегата.
В обязательном порядке после такой дистанции нужно проверить топливную систему, подачу смазки, функционирование системы охлаждения. Если имеется утечка, необходимо обратиться к мастерам для устранения неисправности. Для минимизации дополнительных поломок, необходимо проверить целостность, надежность крепления воздушного фильтра, выпускного и впускного коллектора, топливной системы и других деталей, которые входят в конструкцию.
При нарушении тепловых зазоров выпускного и впускного клапанов, нужно сделать своевременную регулировку. Для этого двигатель запускают, он должен работать на холостом ходу. Все работы нужно проводить на станции технического обслуживания. Проверка и диагностика должна выполняться через 5 000 километров пробега. Список мероприятий, которые обязательны к выполнению:
- очистка силового агрегата от разных загрязнений, налета и нагара в результате протечки масла;
- полная замена моторного масла с очисткой внутренней конструкции мотора;
- замена масляного фильтра на новый;
- покупка и установка нового топливного фильтра.
Если выполнить эти рекомендации, мотор сохранит свои характеристики в процессе эксплуатации и работы. В противном случае можно столкнуться с преждевременным износом, поломками и прочими неприятностями. Двигатель для автомобилей ЗИЛ-130 отличается от других модификаций устойчивой работой. Он обладает отличными техническими характеристиками и показателями.