Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
От теплового зазора клапанов зависит правильная работа двигателя, качество топливной смеси, мощность и многое другое. В этой статье мы подробно расскажем об этом параметре, его влиянии на работу двигателя и его регулировке.
Тепловой зазор – расстояние между распределительным валом и клапаном (толкателем). При работе двигателя детали расширяются. Тепловой зазор компенсирует это расширение и обеспечивает правильность работы двигателя. Размеры теплового зазора устанавливаются индивидуально для каждого силового агрегата производителем. В среднем он составляет 0,1-0,4 мм. Стоит отметить, что тепловой зазор у клапанов впуска и выпуска отличается, поскольку на выпуске нагрев сильнее.
Периодически необходимо проводить регулировку теплового зазора клапанов. Она подразумевает установку промежутка, рекомендуемого производителем.
Если тепловой зазор установлен неправильно, двигатель будет работать некорректно. При слишком маленьком зазоре в процессе расширения увеличится давление, и клапан перестанет работать правильно. При увеличении зазора произойдёт обратная ситуация: расстояние между распредвалом и толкателем будет слишком большим, что приведёт к запозданию в работе клапанов и недостатку топлива в цилиндрах.
Периодичность регулировки указывается производителем в инструкции. Этот период зависит от конструкции механизма. При регулировании винтами регулировку следует проводить каждые 10-40 тыс. км. При использовании шайб диапазон возрастает до 20-100 тыс. км. В среднем такую процедуру проводя каждые 40-60 тыс. км.
В случае, когда на машине установлено ГБО, регулировку стоит проводить чаще. Это связано с более высокой температурой сгорания топлива.
Необходимость в регулировке теплового зазора можно определить по некоторым внешним признакам, к которым относятся:
- Заметное снижение мощности мотора;
- Колебания оборотов под нагрузкой и на холостом ходу;
- Чрезмерное потребление горючего;
- Характерный металлический стук и иные шумы при работе двигателя.
Регулировка в большинстве случаев проводится на холодном моторе. Для измерения зазора используются специальные щупы, позволяющие точно измерить расстояние.
Сама регулировка бывает нескольких видов:
- Винтовая считается самой удобной и простой. Как следует из названия, для регулировки используются винты, что позволяет проводить её без специализированного оборудования. В большинстве случаев потребуется только новый комплект прокладок. Сначала мастер ожидает, пока двигатель остынет. После этого устанавливается поршень 4-го цилиндра в ВМТ, когда впускной и выпускной клапан закрыты. На следующем шаге коленчатый вал прокручивается до достижения метки. Далее с помощью щупа и ключей выставляются зазоры. Изменение последнего осуществляется с помощью регулировочного болта и контрагайки.
- С помощью шайб и толкателей. Данный способ требует высокой квалификации исполнителя. Сложность данного метода состоит в необходимости подобрать зазор путём установки соответствующих шайб и толкателей. Для проведения таких работ необходимо снимать распредвал. Кроме того, возможна ситуация, когда толкатель нужного размера не окажется под рукой, что значительно увеличит стоимость и сроки работ.
На современных автомобилях часто устанавливают гидрокомпенсаторы. Они автоматически регулируют тепловой зазор при помощи давления масла. Наличие исправных гидрокомпенсаторов позволяет избежать ручной регулировки зазора и обеспечивает его идеальные параметры в зависимости от режима работы.
Не стоит игнорировать регулировку теплового зазора. Его неправильные параметры могут привести к очень неприятным последствиям.
Повышение теплового зазора может привести к:
- Появлению стуков при работе силового агрегата;
- Нарушению целостности толкателя или клапана;
- Сбоям в работе фаз газораспределения;
- Повышению скорости просадки клапанов и быстрому износу детали;
- Увеличению ударной нагрузки и, как следствие, повреждению седла, пружин, толкателей или коромысла.
Снижение теплового зазора несёт в себе более опасные последствия:
- Сбои в работе силового агрегата;
- Повышение риска повреждения ГБЦ и клапанов; проблемы со сгоранием топливовоздушной смеси в моторе;
- Попадание газов высокой температуры в зазор между головкой и клапаном; .
- Риск прогорания седла клапана; разгерметизация цилиндров; чрезмерные нагрузки на ремень ГРМ;
- Ускоренное образование ржавчины и окислительные процессы; нарушение целостности тарелок и т. д.