Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
ТОНАР-7502 – многозвенный автопоезд, предназначенный для доставки руды от месторождения до обрабатывающего завода. Данный автомобиль стал результатом совместной работы подмосковного автопроизводителя и алмазодобывающей компании «Алроса». Сегодня мы расскажем об истории создания этого гиганта и его технических характеристиках.
В 2018 году состоялся запуск Верхне-Мусинского месторождения алмазов в Якутии. «Алроса» требовалась техника, которая смогла бы доставить руду от этого месторождения до обрабатывающего завода. Расстояние между точками составляет около 170 километров. Использовать на такой дистанции карьерные БелАЗы невозможно, а классические грузовики не способны перевозить требуемый объём руды. К тому моменту уже велась тесная работа с автопроизводителем ТОНАР, и был готов один из прототипов. Он состоял из трёхосного заднеприводного тягача ТОНАР-45252 и двух полуприцепов ТОНАР-95405 с боковой разгрузкой.
Его испытания велись с 2016 года. Впечатления от эксплуатации были положительными, но требовалось устранить некоторые недочёты. При движении без нагрузки часто происходила пробуксовка ведущих колёс. Это было учтено в процессе создании модели 7502. Машина получила полный привод, блокировки и охладитель ретардера. Эти изменения на 3 тонны снизили грузоподъёмность, но повысили надёжность и комфорт работы.
Автопоезд состоит из тягача и двух прицепов. Используется австралийская конструкция, когда второй прицеп опирается на седло первого. На первых моделях использовался 19-ти литровый двигатель Cummins QSK19, способный развивать тягу более 3000 Нм. Инженеры установили усиленную автоматическую трансмиссию Allison 6620 и раздаточную коробку ZF VG2700/400.
На грузовиках «Тонар» используется централизованная система смазки Lincoln Quicklub, обеспечивающая подачу масла в 24 точки — это шкворни, пальцы, рулевые тяги и наконечники, серьги рессор, опоры подвесок и кабин.
Интересным решением стало использование балансирной подвески на упругих резиновых элементах. Рессоры не выдерживают таких жестких условий эксплуатации и применяются только на наименее загруженных осях.
Разработчики также позаботились и о комфорте водителя. Кабина двухместная с пневмоподвеской и обогревом сидений. Установлен кондиционер и мощные отопители, способные даже в самые суровые морозы поддерживать температуру выше 25 градусов. На приборной панели выводится множество показателей со всех систем автопоезда. Видит их, кстати, не только водитель. Данные о работе узлов и агрегатов передаются на завод в режиме онлайн.
Автопоезд получился очень удачным и успешно применяется уже в течение многих лет. Уход с рынка европейских производителей позволил ему дополнительно усилить свои позиции. «Алроса» сделала заказ сразу на 28 ТОНАРов модели 7502, поскольку избавляется от старых Scania и Volvo. В конструкцию автопоезда, правда, тоже пришлось внести изменения. Вместо двигателя Cummins будет устанавливаться Yuchai YC6TD800-T301. Производитель уверяет, что китайский силовой агрегат не уступает предшественнику по характеристикам и качеству.