Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
ЗИЛ-131 является советским, российским крупнотоннажным грузовиком с высокой проходимостью. Ранее и сейчас автомобиль предназначался для езды по бездорожью, перевозки предметов для выполнения важных стратегических задач. Грузовик оснащен не только мощным двигателем, но и надежной тормозной системой.
Тормозная система необходима для снижения скорости автомобильного движения до остановки, удержания его неподвижности. Она требуется для скорого снижения автомобильной скорости вплоть до полной остановки. Стояночная система требуется для удержания состояния неподвижности транспорта относительно основной опоры.
Тормоза автомобиля
В автомобиле находятся не зависящие друг от друга тормоза: ручные и ножные. Ручной тормоз имеет колодочный, барабанный тип. В нем есть две внутренние колодки, поставленные на раздаточной коробке. Ручной тормоз используется в качестве стояночного. Использовать ручной тормоз во время движения можно только в аварийной ситуации, поскольку для него характерно перегружение механизмов силовой передачи, а во время длительного автомобильного притормаживания конструктивный элемент способен нагреваться до повышенных температур и быстро изнашиваться вплоть до появления серьезных поломок.
Следует указать, что во время торможения ручным тормозом сигнал торможения не будет загораться. Привод ножных тормозов здесь используется пневматического вида. Он воздействует через педаль и пневматические механизмы на колодочные тормоза, установленные на 6-ти колесах.
Пневматическая система автоматически приводит в действие прицепные тормоза, а также в дополнение в конструкции применяется регулирование воздушного давления в шинах, приведение в действие стеклового очистителя, управление раздаточной коробки.
Момент торможения осуществляется через сжатый воздух, который нагнетается внутрь 3-ех баллонов при помощи компрессора. Он приводит в действие автомобильный двигатель напрямую через клиновидный ремень. Подача сжатого воздуха из воздушного баллона к тормозной камере колесного тормоза осуществляется через тормозной кран. Чтобы управлять последним конструктивным компонентом, необходимо задействовать педаль, соединенную с помощью тяги, а также крановый рычаг.
При помощи нажатия на педаль сжатый воздух из баллона начинает поступать от крана в тормозную камеру. Под воздушным давлением штоки тормозных камер начинают перемещаться, поворачивая при этом ряд разжимных кулаков, прижимающих колодки к барабанам тормозов.
Во время освобождения педали тормозной кран начинает перекрывать доступ воздуха из баллонов, выпускать кислород из клапанов в окружающую среду.
Устройство
В рабочей тормозной автомобильной системе ЗИЛ-131 находится 6-ть тормозных механизмов и пневматический привод. В каждом из первых элементов располагается по тормозному барабану с опорным диском, двум колодкам, нескольким фрикционным накладкам, двум колодочным осям. Туда входит стяжная пружина с разжимным кулаком. В рабочей тормозной системе главными составляющими являются следующие:
- опорный диск с тормозной колодкой,
- барабан,
- вал разжимного кулака,
- пробка для смазочного отверстия,
- червячная шестерня,
- червяк.
В дополнение в конструкции располагаются рычаг со штоком, корпус, крышка тормозной камеры, диафрагма и пружина. В механизме присутствует деталь кронштейна тормозной камеры, люковая крышка, кронштейн колодочных осей и эксцентриковых колодочных осей.
В приводе рабочей тормозной системы находится компрессор с регулятором давления, тормозным краном, предохранительным клапаном, шестью тормозными камерами, разобщительным краном. В нем есть соединительная головка, кран воздушного отбора, манометр, трубопровод и шланг.
Конструктивные особенности компрессора автомобиля
Компрессор необходим, чтобы создавать давление в пневматической автомобильной системе. На автомобиле ЗИЛ-131 применяется двухцилиндровый тип поршневого компрессора одноступенчатого сжатия. Он состоит из следующих частей:
- нижней крышки, поршня, цилиндра;
- картера, коленчатого вала, плунжера;
- поршневого пальца, головки блока;
- нагнетательной камеры, клапана;
- впускного клапана;
- выпускного механизма, штока, цилиндрового блока.
Также в нем находится канал воздушной подачи регулятора, регулятор уровня давления. В конструкции есть также камера с коромыслом и уплотнителем.
Конструктивные особенности тормозного крана
Тормозной кран необходим, чтобы подавать сжатый воздух из воздушного баллона в тормозную автомобильную камеру и выпускать сжатый воздух из соединительной магистрали прицепа в воздушную атмосферу. Делается это пропорционально нажатию педали. Тормозной кран обладает двухсекционным, диафрагменным строением. В дополнение у конструктивного элемента присутствуют резиновые конические клапаны. Верхняя секция управляется при помощи тормозов прицепа, а нижняя за счет автомобильных тормозов. Кран находится на левой части лонжерона рамы кабины. Она работает от тормозной педали.
В конструктивном плане тормозной кран состоит из следующего списка составляющих:
- штока нижней тормозной секции;
- рычажного корпуса;
- малого, большого рычагов;
- направляющего штока секционного верха;
- валика ручного приводного рычага;
- тяги, ручного приводного рычага.
Он состоит из корпуса, уравновешивающей пружины, диафрагмы. В корпус входит седло выпускных и впускных клапанов. Помимо этого внутри располагаются крышки клапанных корпусов, направляющие стаканы, пружины средне-секционных диафрагм, диафрагменные пружины нижней секции, атмосферные клапаны.
Стояночная тормозная система
В автомобиле советского производства находится стояночная тормозная система, колодочно-барабанный тормозной механизм и механический привод. Она состоит из раздаточной и тормозной коробок, щитка, колодочной оси, пружин. Дополнительно в устройство входит опорный автомобильный кронштейн с фланцем, разжимным кулаком, колодочным сухарем, сальником, регулировочным рычагом и штангой. В конструкции присутствует деталь углового рычага, кронштейна, регулировочной тяги, вилки, тормозного рычага, зубчатого сектора. В дополнение в стояночной тормозной системе есть защелка с тягой тормозного крана, тягой защелки, рычажной рукояткой, рукояткой тяги защелки и тормозным барабаном.
Пневматический тормозной привод
ЗИЛ-131 имеет пневматический тормозной привод управления. Усилие, которое водитель прикладывает, нажимая на педаль, идет к рычажной системе и тяге тормозного крана. В пневматическом тормозном приводе автомобиля находится компрессор с комбинированным тормозным краном, разобщительным автомобильным краном, соединительной головкой. В конструкции представлена деталь разобщительного прицепного крана, воздушного распределителя прицепа, воздушного прицепного баллона. Там также присутствует колесный тормоз с тормозной камерой и воздушным автомобильным баллоном.
Техническое обслуживание
Техническое обслуживание тормозной системы предполагает предотвращение слабого тормозного действия, неодновременного тормозного действия, плохого растормаживания, заклинивания тормозных колесных механизмов и негативного автомобильного удержания на месте.
Во время контрольного осмотра специалисты, проводящие техническое обслуживание тормозной системы ЗИЛ-131, проверяют подтекание тормозной жидкости, воздушной утечки приводной системы. Во время машинного хода они контролируют надежность тормозного действия со степенью нагрева барабанов.
Также они смотрят на герметичность приводной системы, натяжение ремня приводного компрессора, убирают конденсат воздушного баллона, очищают тормозной привод от частиц пыли с грязью и снегом.
Во время технического обслуживания в тормозной системе ЗИЛ-131 дополнительно проверяется компрессорное крепление со стояночным тормозом. Смотрится и доводится до нормы жидкость бачка или плавного цилиндра. Во время попадания воздуха прокачивается гидропривод. Также проверяется, в каком состоянии и как работают регулятор давления, предохранительный клапан пневмопривода. Смазываются валы разжимных типов кулаков.
При техническом обслуживании происходит снятие тормозных барабанов, проверка состояния колодок с накладками, стяжными пружинами и барабанами. Осуществляется очистка от грязи, производится регулировка зазоров у колодок и барабана, проверяется величина хода штока в тормозных камерах. Также проверяется герметичность с исправностью привода, смазывается червячная пара регулировочных рычагов.