Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
На сегодняшний день в большинстве автомобилей применяется гидравлическая тормозная система. Исключением являются крупные грузовики, где выгоднее использовать пневматические системы.
Требования
Ключевым расходником в гидравлических тормозных системах является тормозная жидкость. Именно благодаря ей передаётся усилие на колодки. От её качества зависит эффективность торможения и безопасность движения. Всё это возможно благодаря двум ключевым особенностям жидкости – не сжимаемости и способности передавать одинаковое давление во всех направлениях.
Поскольку от качества тормозной жидкости зависит безопасность движения, к ней предъявляются очень серьёзные требования:
- Температура кипения должна быть достаточно высокой. В процессе работы жидкость сильно нагревается. Если она закипит, появятся пузырьки газа, которые способны легко сжиматься. Тормозная система перестаёт эффективно работать, педаль «проваливается», что может привести к аварии.
- Вязкость. Она важна из-за широкого диапазона температур, при которых необходимо работать автомобилю. Слишком вязкая жидкость может потерять свои свойства в морозы, а слишком текучая увеличивает риск протечек в жару.
- Гигроскопичность. Попадание влаги в тормозную жидкость очень сильно снижает температуру кипения. Поэтому важно подбирать составы жидкостей таким образом, чтобы они не впитывали влагу из воздуха.
- Отсутствие химической реакции с другими элементами тормозной системы. Если в процессе работы тормозная жидкость начнёт реагировать с уплотнителями, трубками и другими элементами, эффективность работы системы и её долговечность сильно снизятся.
- Стабильность работы в широком диапазоне температур. В процессе движения температура жидкости значительно меняется.Важно, чтобы её свойства при этом оставались неизменными, а торможение прогнозируемым.
Класс жидкости
Современные тормозные жидкости состоят преимущественно из гликоля и его соединений. Также существуют жидкости на основе силикона. Они отличаются тем, что вовсе не впитывают влагу. Но из-за очень высокой цены и некоторых других недостатков такие решения не получили широкого распространения.
Тормозные жидкости подразделяют на несколько классов в зависимости от их вязкости и температуры кипения. Эта классификация регламентируется нормативами DOT:
- DOT 3 – это жидкости, предназначенные для сравнительно тихоходных машин с передними дисковыми, либо с барабанными тормозами. По состоянию на сегодняшний день они считаются слегка устаревшими.
- DOT 4 – это улучшенные разновидности, которые подходят для эксплуатации на современных быстроходных транспортных средствах с высокими динамическими характеристиками. Подходят для авто с дисковыми тормозами.
- DOT 4 CLASS 6 – жидкости, разработанные специально для тормозных систем нового поколения с функцией ABS. К таким предъявляют особо строгие требования в плане вязкости при минусовых температурах, они способны сохранять требуемые эксплуатационные свойства при -40 градусах и ниже. ТЖ DOT 4 CLASS 6 рекомендованы производителями подавляющего большинства автомобилей массового использования.
- DOT 5 – жидкости, базирующиеся на кремний-органических полимерах и используемые на машинах, эксплуатируемых в сложных условиях, когда тормозной системе приходится работать на максимальных нагрузках. Преимущества таких жидкостей состоят в том, что они не разъедают краску, совершенно не поглощают влагу и не разъедают резиновые детали. Единственный минус – их нельзя смешивать с ТЖ других классов.
- DOT 5.1 – жидкость, предназначенная для спортивных авто, в процессе эксплуатации которых возникают повышенные нагрузки на тормоза, что влечет за собой необходимость применения расходников с более высокой точкой кипения.
- DOT 5.1/ABS – жидкость, разработанная для автомобилей, оснащенных системой ABS. В её составе присутствуют и силиконовые, и гликолевые соединения, исключающие возможность смешивания такой жидкости со всеми остальными, представленными на современном рынке.
Срок эксплуатации тормозной жидкости определяет её производитель. Она должна сохранять свою однородность, не иметь осадка или помутнения. В сервисе для оценки состояния тормозной жидкости используют специальные индикаторы. Срок службы большинства жидкостей составляет 2-3 года.
Важно следить за состоянием тормозной системы и тормозной жидкости. Это обеспечивает безопасность всех участников дорожного движения, а также позволяет более комфортно управлять автомобилем.