Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Трансмиссия объединяет системы и узлы ходовой части тракторов. В нее входят механизмы, передачи и элементы сборки, которые обеспечивают запуск вращения в направлении от коленчатого вала двигателя. Благодаря трансмиссии происходит распределение и передача сил на ведущие колеса (или гусеницы), вал отбора мощности и гидропроводам.
Выполнение технологических операций требует от ходовой части трактора и, в частности, трансмиссии создания эффекта сопротивления движению и развития поступательной скорости в широком диапазоне.
Если говорить простым языком, то трансмиссия трактора предназначена для следующего функционала:
- плавное трогание сельскохозяйственной техники с места;
- не менее плавное изменение скоростных режимов;
- обеспечение смены направления движения;
- длительная остановка при отсутствии отключения мотора;
- легкие и плавные повороты;
- передача крутящего момента рабочим узлам.
На основании этого следует для ходовой части трактора разделить виды трансмиссии:
- бесступенчатые;
- ступенчатые;
- комбинированные.
Устройство трансмиссии
Если рассматривать устройство трансмиссии любого трактора и, в первую очередь, гусеничного, то следует рассмотреть его конструктивные элементы:
- муфта сцепления;
- соединительный вал;
- коробка передач;
- механизмы планетарного типа;
- главная и конечная передачи.
В дополнение для понимания необходимо разобраться с возможными принципами действия трансмиссии трактора:
- механические;
- гидравлические;
- электрические;
- комбинированные (например, гидро- или электромеханические).
Перечислим трансмиссии тракторов в ходовой части механического ступенчатого типа:
- Т-25А;
- МТЗ-80 и 82;
- Т-70С;
- ДТ-75МВ;
- Т-4А;
- Т-130М.
Они получили наибольшее распространение. А наиболее редкими в использовании при этом являются варианты с трансмиссиями электрического и гидравлического формата.
Особенности конструкции трансмиссии трактора напрямую зависят от типа двигателя, который может быть колесным или гусеничным, а также количества ведущих колес в системе конкретного транспортного средства.
Устройства трансмиссии гусеничных тракторов соответствует усложненной схеме в сравнении с колесными. Это связано с присутствием в системе дополнительных конструктивных составляющих в виде правого и левого механизмов поворота. Они обеспечивают разные крутящие моменты для ведущих звездочек. Для этого используют следующие варианты поворотных механизмов:
- планетарные;
- с многодисковыми фрикционными муфтами.
Устройство трансмиссии трактора Т-150
Отдельно следует разобрать устройство ходовой части гусеничного трактора Т-150. Она включает следующие элементы:
- двигатель;
- муфта сцепления;
- коробка передач;
- главные, карданные и конечная передачи;
- ведущая звездочка;
- редуктор ВОМ.
Трансмиссия трактора Т-150 содержит коробку передач с двумя вторичными валами, которые являются выходными. Их концы соединяются с главными передачами при помощи карданных. От главных передается вращение к ведущим валам и далее распространяется на ведущие звездочки, расположенные с правой и левой сторон. Последний процесс осуществляется через конечные передачи, которые являются планетарными механизмами.
Еще одним ключевым отличием в конструкции трансмиссии трактора Т-150 служат отсутствие механизма поворота. Для этого предназначена коробка передач, снабженная приводом вторичных валов гидравлического типа.
Отличие от обычных автомобилей
Для понимания, что представляет собой трансмиссия трактора, удобно сравнить систему с автомобильной. В данном случае механическая энергия передается в направлении от мотора не 1, 2 или 3 потоками. Для этого служит крутящий момент на ведущих колесах или звездочках, который идет сразу к нескольким конструктивным составляющим: задние и боковые ВОМ, насосы внутри гидропривода.
Также следует отметить, что трансмиссия трактора нередко включает ряд дополнительных устройств, которые отвечают за возможность переключения передач. Такими элементами служат гидроподъемные муфты. Используются не на всех моделях сельскохозяйственной техники, но на многих. Например, на ТЗ-100, Т-150, Т-150К, МТЗ-102, К-701.