Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Триплекс – тип автомобильного стекла, состоящего из нескольких слоёв, благодаря чему обеспечивается его прочность, износостойкость и безопасность.
История появления
В современных автомобилях в качестве лобового стекла устанавливаются только триплексы. Мы постоянно пользуемся этим изобретением. Оно защищает нас в случае аварий, держит удары вылетающих из-под колёс камней и прочих предметов. Сегодня мы расскажем подробнее об истории его появления и преимуществах.
Раньше на автомобилях применялись калёные стёкла, также называемые сталинитом. Они значительно превосходили обычные стёкла по прочности и устойчивости к ударам. Однако, если воздействие было достаточной силы, такие стёкла разлетались на тысячи мелких острых осколков, которые представляли собой большую опасность и могли наносить травмы водителю, пассажирам и окружающим.
В 1909 году начинается выпуск стёкол триплекс. Технология была запатентована французским учёным Эдуардом Бенедиктусом. А само изобретение, как это часто бывает, произошло случайно. Бенедиктус был химиком и постоянно использовал различные стеклянные колбы и пробирки. Однажды он уронил такую колбу с неким веществом, но она не разбилась. Учёный с удивлением обнаружил, что вся ёмкость покрылась трещинами, но сохранила форму. Конечно, он слышал о проблемах автомобильных стёкол того времени, так что быстро сообразил, как можно применить полученное знание на практике..
Структура триплекса
Триплекс, как понятно из названия, состоит из трёх слоёв. Два слоя прочного стекла соединяет прокладка из полимерной плёнки и силикатного клея. Во время удара верхний слой разрушается, принимая на себя большую часть энергии. Средний слой гасит удар, распределяет его по большей площади и удерживает осколки. Как правило, уровня защиты достаточно, чтобы внутренний слой стекла не треснул, поэтому пассажиры транспортного средства в безопасности. Даже в случае сквозного пробития, повреждения не распространяются дальше места удара, а количество осколков минимально.
Именно способность эффективно гасить удар и удерживать осколки, сохраняя свою целостность, является главным преимуществом триплекса.
Типы триплекса
Выделяют несколько типов этого стекла:
- Стандартное стекло имеет толщину примерно 6 мм и применяется на большинстве машин. Оно способно защитить от камней и прочих предметов, вылетающих из-под колёс.
- Защитное стекло имеет толщину 8-10 мм. Способно выдержать куда более серьёзные удары, но требует специальных посадочных мест. Такие стекла могут применяться в автомобилях премиум-сегмента.
- Пулестойкое стекло имеет толщину от 18 мм. Устанавливается по заказу и способно выдерживать множественные попадания из огнестрельного оружия. Его прочность зависит от класса защиты.
Каждый производитель держит свою технологию в секрете, однако общая схема остаётся неизменной. Стёкла спрессовываются в процессе нагрева либо соединяются между собой с помощью ПВБ-плёнки. Благодаря этому сохраняются обязательные характеристики триплекса: высокая ударопрочность, способность удерживать осколки и антивандальная устойчивость. Дополнительными свойствами стёкол являются способность к шумопоглощению, зеркальные характеристики и наличие обогрева.
Изготовление
Процесс изготовления состоит из таких этапов:
- Формирование заготовки (стекло вырезается в соответствии с заранее выполненными замерами).
- Шлифование острых углов и кромки.
- Тщательная мойка с использованием мыльного раствора, нанесение на поверхность изделия воды и талька.
- Окантовка черного цвета по всему периметру (предотвращает появление трещин).
- Монтаж ПВБ-пленки.
- Устранение воздуха и проверка стекла на предмет наличия инородных частиц.
- Обработка в автоклаве под давлением в 12,5 бар и температуре в 150 градусов.
Преимущества стёкол триплекс
Сложность изготовления и более высокая цена полностью оправданы, поскольку стёкла триплекс имеют массу преимуществ, среди которых:
- Высочайшая удароустойчивость.
- Надежная защита водителя и пассажиров от негативного влияния ультрафиолета.
- Устойчивость перед царапинами.
- Локализация дефекта при повреждении, исключение риска его распространения по всей поверхности изделия.
- Когда образовывается сквозное отверстие, осколки не разлетаются по всему салону.
- Улучшенное шумопоглощение.
- Отличная ремонтопригодность (она выше, чем у сталинита).
- Продолжительный срок службы (не менее 20 лет)
Всё это сделало триплекс идеальным решением для использования в автомобилях.