Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Сцепление — важный механизм в строении любого автомобиля. Именно благодаря ему возможно переключение скоростей, соответственно, изменение скоростного режима. Технически, это момент вращения силового агрегата трансмиссии, совместно со временным отсоединением маховика силового агрегата от трансмиссии. Механизм сцепки смягчает колебательные вращения двигателя, позволяя автомобилю двигаться более плавно.
Диск сцепления Камаз
Итак, основной функционал узла — отсоединение трансмиссии от силового агрегата. Данный процесс происходит во время переключения передачи (внутри коробки шестеренки сцепляются с зубцами), либо в момент остановки транспортного средства. Помимо прочего, данное строение позволяет разгонять автомобиль более плавно, без заметных переключений. Наиболее ощутим данный функционал в автомобилях, имеющих автоматическую коробку переключения передач. Иногда водители замечают, что коробка начинает «пинаться», что означает неполадки системы налаженной работы трансмиссии с силовым агрегатом.
Системы на разных моделях Камазов могут быть разными, благодаря инновационным системам разработки АКПП и МКПП на автомобили устанавливаются более совершенные узлы переключения, однако основой технического взаимодействия каждой неизменно является диск сцепления. Иногда их может быть несколько, тогда их плотно сжимают пружинами между собой. Плавность хода обеспечивается благодаря проскальзыванию вращающегося ведущего компонента, отсоединенного силовым агрегатом, относительно нажимного устройства, иными словами ведомого компонента, который непосредственно соединен с трансмиссией транспортного средства.
Диск имеет пружинные зажимные пластины, две износостойкие накладки, соединенные между собой при помощи специальных накладок, заклепок, клея. Подобная конструкция позволяет беспрепятственно происходить расхождению накладок при условиях отклоненного сцепления, при включении передачи пластины сжимаются, обеспечивая плавность движения автомобиля. Если плавность хода нарушилась, тягач начал двигаться рывками, стоит проверить целостность всех компонентов системы.
Условия установки дисков
После нажатия педали посредством нажимной системы механического либо гидравлического типа, ведущий диск отделяется от ведомого. Данный процесс происходит ввиду усилия, передающегося от механизма нажимной системы на вилку, муфту, рычаги, пальцы, отводящие нажимной на некоторое расстояние. Параллельно данному процессу, сжимаются пружины, образуя необходимые зазоры. Если тип сцепления двухдисковый, необходимые зазоры создают отжимные пружины совместно с регулировочным болтом.
В момент нажатия двигатель отсоединяется от коробки, поэтому момент вращения происходит отдельно от трансмиссии. Если педаль отпустить, диски плотно сожмутся. Отпуская педаль, водитель запускает процесс возвращения всех компонентов к исходной позиции благодаря возвращению состояния пружин, ведомый снова прижмется к нажимному.
Классификация процессов и функционала
Процесс переключения передач является основным в системе управления автомобилем. Именно благодаря исправности выжимных механизмов автомобиль начинает свое движения, переключаются передачи, происходит остановка. Без исправной работы данного узла дальнейшая эксплуатация любой модели Камаза будет просто невозможной. Поэтому очень важно поддерживать данный механизм в надлежащем состоянии. Множество рабочих процессов можно классифицировать несколькими основными моментами обслуживания высоконагруженного узла.
- Системы различаются по способам управления. Существуют различные варианты, например, механического, гидравлического, электрического, смешанного типов привода.
- Типы трения также бывают различными. Среди прочих выделяются сухой (износостойкие прокладки окружены исключительно воздушной средой), либо мокрой — принцип движения определяется масляной системой.
- Режим включения бывает различным. Цепи могут быть постоянно замкнутыми, либо непостоянно (замыкаются исключительно в процессе работы).
- Количество ведомых дисков варьируется зависимо от модели автомобиля. Самые простые системы содержат всего один ведомый, более сложные — несколько.
- Различаются высоконагруженные узлы типом, расположением нажимной пружины. Данных типов может быть несколько, периферически расположенных, либо посредством одной диафрагменной центральной пружины.
- Потоки перевода момента вращения компонентов двигателя численно могут различаться, бывают однопоточные, двухпоточные типы.
Данная классификация является примером разнообразного строения различных моделей Камазов. Благодаря модернизации двигателей, особенно после перехода на классификацию типа Евро, процессы переключения передач немного видоизменились, однако компоненты остались прежними.
Замена и ремонт
Сцепление меняют крайне редко. Как правило, вопрос продолжительности функционирования данного узла напрямую связан с правильной эксплуатацией. Если отпускать педаль рывками, переключаться на неверных скоростях, конечно, система проработает недолго. Замена — непростой процесс, который потребует помощи минимум еще одного человека, потому что придется снимать коробку, которая на тягачах Камаза помимо своего массивного веса неудобно расположена.
Если замена компонентов все же необходима, лучше обратиться в специализированный сервисный центр. Однако некоторые водители предпочитают ремонтировать свои тягачи самостоятельно, тем более камский автомобиль марки Камаз достаточно просто в строении, просто нужно по порядку выполнить ряд действий.
- Выкручиваем крепежные гайки, они позволят отсоединить кардан, пневматический гидроусилитель руля. Крепления стартера также откручиваем.
- Далее снимает трубки редуктора, понижающего передачи, рычаг переключения скоростей.
- Далее понадобится надежный домкрат, чтобы приподнять мотор. Домкрат устанавливаем под поддон, немного приподнимаем мотор, чтобы подучить доступ под коробку переключения. Главное — не переусердствовать, иначе можно выдернуть патрубки.
- Открывается доступ к центральной траверсе. Ее необходимо снять, попутно демонтируя распорную тягу.
- Кронштейн закреплен болтами. Открутив их, высвобождаем кронштейн, отсоединяем.
- Далее закрепляем таль, слегка натянув. Главное — не переусердствовать с натяжением, иначе таль можно повредить.
- После приподнятия двигателя, открываются подушки двигателя, поддерживающие его вовремя движения. Именно благодаря подушкам двигатель имеет стационарное положение. Демонтируем боковые подушки, стараясь не повредить материал.
- Коробка крепится к мотору болтами. Убираем крепления, чтобы можно было отсоединить коробку.
- Далее понадобится таль, которая поможет потихоньку отодвинуть коробку передач от мотора до момента появления первичного вала. Когда показался первичный вал, коробку можно снимать.
Снятие КПП является первой частью большого процесса. Чтобы продолжить разборку, необходимо демонтировать корзину. Корзина состоит из маховика, нажимного диска, защитного кожуха. Система имеет ведомый механизм — стальные диски, уменьшающие вибрации двигателя. Чтобы отремонтировать корзину, необходимо ее демонтировать.
- Вворачиваем в нажимной 4 болта, что позволит вдавить компонент в кожух.
- Стопорные шайбы имеют специальные усики, которые нужно аккуратно отогнуть пассатижами.
- Теперь можно снять элементы крепления кожуха, диски, затем отойдет сам кожух.
Перед началом ремонта, снятием корзины, керном отмечают текущее расположение корзины и маховика. Отмечать нужно обязательно, чтобы после ремонта установить комплектующие строго на свое место. Качество сборки во многом определяет последующую продолжительность функционирования узла.
Наконец, завершающим этапом разборки является снятие дисков. На Камазах установлено фрикционное двойное сцепление, несколько нажимных пружин, специальное устройство, придающее автоматически ведущему диску среднее положение относительно мотора. Первоначально снимается маховик. Перед началом снятия учитывайте особенности его строения: ведущий средний диск установлен между пазами маховика, расположенных по окружности.
Он имеет небольшие отверстия, чтобы отводить тепло во время трения, обеспечивая также дополнительную вентиляцию. Отверстия отделяют ребра, которые иногда называют шипами. Шипы внутри имеют рычаг, регулирующий позицию ведущего среднего дика.
Со второй стороны наоборот имеются специальные выступы, предназначенные для зацепления нажимных пружин. Очередность расположения пружин играет важную роль, поэтому перед сборкой ее необходимо запомнить, а лучше всего сфотографировать, чтобы при сборке установить правильно. Ведомый запускает движение ступицы, растягивает пружину, заклепку, накладки, гаситель свободных колебаний. Связь со ступицей мягкая, исключительно посредством пружин. Всего пружин восемь. Между компонентами есть определенное пространство, которое заполняют отжимные пружины.
Сборка деталей
Установка, замена двухдискового сцепления Камаза — процесс несложный. Почему приходится производить замену? Зачастую встречаются следующий виды повреждений: трещины поверхностей нажимного ведущего, ведомого, трещины накладок, износ накладок, износ колец, искривление, деформация металла, плохое крепление ступицы, повреждение заклепок, сколы поверхностей металлических элементов. Однако, при ремонте один процесс провоцирует появлению другого. Например, чтобы заменить старые прокладки, придется снять старые заклепки. Неисправные диски редко протачивают, гораздо рациональнее сразу покупать новые комплектующие. Для установки новых запчастей также есть определенный алгоритм действия.
- Первый ведомый устанавливается длинным концом ступицы к двигателю, второй конец «смотрит» на коробку передач. Компоненты необходимо сбалансировать, чтобы затянуть корзину.
- Когда изнашиваются накладки (либо если их нужно заменить), делают регулировку привода, свободного хода муфты.
Поэтапное выполнение данных манипуляций позволит без труда самостоятельно разобрать механизм сцепления. Важно производить разборку внутри закрытого бокса, чтобы избежать попадания пыли, раскладывая детали по мере разборки определенным порядком, так потом легче будет собирать.
Цилиндры снимаются только после окончательной прокачки, ПГУ должна стать полностью герметичной. После завершения прокачки выжимаем сцепление, заворачиваем выпускной клапан, снимаем шланг клапана, надетый на головку, после чего надеваем защитный колпачок. Внутри главного цилиндра необходимо выставить корректный уровень тормозной жидкости. После прокачки тормозную жидкость можно использовать вторично после, просто стоит дать ей отстояться, либо подвергнуть процедуре фильтрации.
Если ход толкателя пневматического гидроусилителя увеличился, значит прокачка прошла успешно. Внутри силового цилиндра мог остаться конденсат. Дальнейшая работа системы с конденсатом невозможна. Мелкие капли оседают внутри механизма, возникает угроза коррозии металлических запчастей. Поэтому лишняя влага, лишний воздух внутри системы губительны для металлических составляющих, их нужно полностью выводить. Слить конденсат можно через горловину пневматического гидроусилителя, предварительно открутив пробку. Облегчить процесс поможет полностью отжатая педаль сцепления. В качестве профилактики каждые три года рекомендуется промывать систему метанолом либо тормозной жидкостью, затрагивая гидросистему привода сцепления, полностью разбирая цилиндр, пневматический гидроусилитель руля, заливая свежую тормозную жидкость.
Возможные причины неисправностей
Самая популярная «болезнь» сцепления — возникновение пробуксовки. Данная проблема также называется «неполное включение». Образованию данного названия служит ряд технических процессов — когда педаль не нажата, диски могут проскальзывать относительно друг друга. Данный процесс изменяет рабочую температуру всего узла, при работе на неверных температурах ведомый может деформироваться, ведущий — покрыться трещинами. Из-за высоких температур износостойкие накладки начинают обгорать, создавая неприятный запах горелой резины.
Данная неисправность лучше всего диагностируется при высоких передачах, потому как передача повышается, а скорость остается неизменной, доходя до определенного уровня. Чтобы снова наладить функционирование системы, необходимо заменить неработающие компоненты нажимного механизма.
Устранение неисправностей сцепления Камаз
Регулировка является первичным этапом устранения появившихся неисправностей. Естественно, перед регулировкой проводится комплексная диагностика функционирования самого интересующего нас узла, околосистемных узлов, чтобы максимально точно локализовать проблемные участки. Наиболее очевидными первыми признаками станут пробуксовка, нестабильное положение относительно дороги (когда автомобиль «ведет»). Переключение передач может сопровождаться посторонними шумами, тресками. Диагностика выявления проблем включает ряд действий.
- Первоначально визуально осматривается интересующий участок привода.
- Регулируется свободный ход педали.
- Настраивается свободный ход муфты выжимного подшипника.
- Настраивается полный ход толкателя пневмогидроусилителя.
- Производится прокачка гидросистемы.
Регулировка некорректно работающей системы переключения передач требует особенного внимания, тщательного подхода, качественного выполнения ремонта. Именно поэтому рекомендуется обращаться за услугами квалифицированных диагностов. Однако, некоторые водители предпочитают самостоятельно устранять технические неисправности своих тягачей. Именно поэтому далее мы разберем более подробно ведущие моменты регулировки, чтобы было понятно, как выполнить ее самостоятельно.
- Осмотр привода является первоочередной задачей. Привод состоит из следующих деталей: педали сцепления, с дополнительной пружиной оттяга, главного, рабочего цилиндров сцепления, пневматического усилителя, шланги, трубки, передающие тормозную жидкость, компенсационный бачок. Изначально необходимо проверить герметичность привода (выше мы писали, насколько важно соблюдать герметичность, вытравливать лишний воздух, избавляться от конденсата). Несколько раз выжимается педаль. Если утечка воздуха внушительная, услышим посторонние шумы, если небольшая, определить неисправность поможет мыльный раствор, который станет пузыриться. Утечка тормозной жидкости будет визуально видна. Иногда негерметичные элементы можно подтянуть, чаще необходимо произвести полную замену неисправных запчастей.
Компенсационный бачок заполнен тормозной жидкостью. Уровень заполнения примерно 1,5-2 мм от горлышка бачка. Если уровень ниже, жидкость доливают. Смешивать разные марки категорически запрещается. Далее проверяется эластичность оттяжных пружин, затягиваются болты крепления пневматического усилителя привода, сливается конденсат.
- Свободный ход педали составляет 6-15мм, измеряется простой линейкой, которую необходимо упереть в пол примерно посередине пластины. Когда уровень выше указанных величин, регулируется зазор поршня и толкателя поршня главного цилиндра. Педаль для регулировки устанавливают максимально высоко, расшплинтовывают, немного отпускают корончатую гайку, эксцентриковый палец поворачивают, таким образом меняя амплитуду перемещения педали. После выставления нужного показателя, корончатая гайка затягивается.
- Свободный ход муфты выжимного подшипника составляет 3-4 мм, свободный ход рычага вала вилки — 4-5мм. Свободный ход муфты можно проверить, когда при отсоединенной пружине переместить рычаг переключения скоростей. Свободный ход рычага вала вилки регулируется специальной сферической гайкой толкателя пневмоусилителя. После проведения регулировки можно снова подключить пружину к рычагу.
- Полный ход толкателя пневмогидроусилителя составляет 25мм. Меньшие показатели не позволят переключить передачу. Проверка полного хода толкателя осуществляется путем полного нажатия педали. Неполный ход может быть обусловлен некорректным свободным ходом педали, недостаточным уровнем тормозной жидкости бачка главного цилиндра привода, лишним воздухом внутри гидросистемы.
- Прокачка гидросистемы начинается с очистки резинового защитного колпачка перепускного клапана (загрязняется грязью, пылью). Клапан снимают, на головку надевают резиновый шланг. Второй конец шланга опускаем в стеклянную емкость объемом примерно поллитра, на 1/3 заполненную тормозной жидкостью. Несколько раз необходимо резко выжать педаль, удержать нажатое положение, отвернуть наполовину либо полный оборот перепускной клапан. Если стеклянная емкость заполнится пузыриками, значит узел имеет лишний воздух внутри. После прекращения поступления пузырьков, перепускной клапан закручивается. С клапана снимаем шланг, надеваем колпачок, доливаем тормозную жидкость до положенного воздуха. Ее можно использовать повторно, дав немного отстояться, чтобы вышел воздух.
Регулировку сцепления водители производят нечасто, оставляя сбои системы без особого внимания. Именно поэтому механизм перестает работать чаще, чем спрогнозировано камским заводом. Проверка осуществляется специальной пластиной, которая всегда есть у сервисных центров. Когда педаль опущена, замеры производятся из середины пластины. Отжатая педаль провоцирует запуск движения главного цилиндра.
Водителям остается осуществлять периодический визуальный осмотр, выявляя наличие лишнего воздуха, подтеков рабочей жидкости, деформации деталей. Естественный износ дисков устраняется путем настройки. Корректно проведенная регулировка качественно определяет правильный расход топлива, уровень разгона грузовика.
Чтобы правильно собрать или разобрать механизм, нужно воспользоваться схемами, предоставленными заводом-изготовителем. При неправильном сопоставлении деталей, узел быстро сломается. Гораздо проще почаще проверять уровень свободного хода педали, регулярно смазывать доступные запчасти.
Ремонт, регулировка механизмов Камаза 5320 — явление нечастое. Обязательные варианты осуществления данного ремонта — замена деталей текущего механизма ввиду повреждений, износа, замена двигателя (присоединение рабочего узла).
Некачественный ремонт снова отзовется пробуксовками, потерей скорости, потерей рабочей жидкости, наличием конденсата либо лишнего воздуха внутри системы. Постоянная диагностика, ремонт сервисными специалистами позволят устранить все неисправности качественно, быстро, надежно.