Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Грузовой автомобиль ЗИЛ-131 является полноприводным, поэтому у него используется сложный в конструктивном исполнении передний мост. Механизм разработан таким образом, что крутящий момент на колеса от привода передается непрерывно в любом положении рулевого колеса. Передний мост ЗИЛ 131 представляет собой очень надежное устройство, поэтому способен выдерживать высокие нагрузки при транспортировке различных грузов. Полный привод пусть и требует от инженеров разработки сложной механики, но при этом предполагает массу преимуществ в движении.
Устройство переднего моста
Передний мост на ЗИЛ 131 изготовлен методом сваривания деталей. Это обеспечивает необходимую надежность и выносливость авто под нагрузками.
Передний мост на ЗИЛ 131 обладает следующей схемой устройства:
- Имеется двойная передача. Реализована при помощи конических и цилиндрических шестерен с косыми зубьями. Между ними присутствует передаточное число – 7,33. В отличие от среднего и заднего мостов передний является еще и ведущим, поэтому в его механике имеется ШРУС, позволяющий поворачивать колеса на угол 30 градусов. Благодаря нему обеспечивается передача крутящего момента при любом угле поворота колес.
- Передний мост, имея главную передачу в своей конструкции, также содержит и вертикальное баджо. Механизм располагается на картере и крепится болтовым способом в отличие от средней и задней балок, конструкции которых совершенно идентичны. В остальном же они сходятся: имеется двухступенчатый редуктор. Такой же агрегат применяется и на более ранней модели гражданского грузовика ЗИЛ-130. В нем используется карданный вал, который крепится болтами к фланцу ведущего.
- Подшипниковый узел оснащен крышками, в одной из которых имеется отверстие. Оно закрывается пробкой, которая блокирует доступ влаги в редуктор при преодолении низин.
- Также в конструкции переднего, как и среднего моста ЗИЛ 131 расположено дифференциальное устройство, в котором используется 4 сателлита.
- В полуосях используются поворотные кулаки. Соответственно, угол поворота ограничен упорными болтами, приваренными к корпусу.
- Так как автомобиль оснащен системой автоматической подкачки, то в шарнире имеется ниппель, через который подводится воздух к накачивающему устройству. С наружной стороны установлен кран, через который можно выполнить подключение к общей пневматической системе авто.
Отличие от среднего и заднего мостов
Передняя балка в виду наличия поворотного механизма оказалась на 50 кг тяжелее, чем задний мост ЗИЛ, устройство которого во многом и сходится. За исключением еще того, что в последнем картер закреплен вверху балки болтами и оснащен уплотнениями.
Чтобы механика в механизмах работала исправно, требуется обязательная заливка жидкой смазки. Это должно быть всесезонное масло, например, ТСп 10 или подобное ему. Минимальный температурный порог должен быть не выше -30 градусов, так как в застывшем состоянии на детали передаточных механизмов оказывается высокая нагрузка.
Управление передним мостом
Процесс активации переднего моста происходит при помощи мощного электропневматического устройства. Сделать это можно принудительно или автоматически. Во второй режим переводится трансмиссия, когда редуктор на ЗИЛ 131 переходит на схему понижения ряда. Все перемещения в агрегате контролируются концевыми переключателями, что, в свою очередь, передается на приборную панель в виде индикации при помощи лампочек или иных световых приборов.
Управление электромагнитом осуществляется концевым переключателем, который своими контактами замыкает или размыкает цепь питания катушки. Подключение моста происходит силовым штоком, который открывает основной воздушный клапан. Через него подается воздух под давлением со значением не менее 5 кгс/см кв. После этой манипуляции узел оказывается подключен к пневмосистеме привода тормозов. Включение же привода на передний мост осуществляется передвижной кареткой, которая при этом смещается под воздействием стержня и давящей на него диафрагмы.
Обратный процесс происходит автоматически, так как на механизм воздействует пружина. При необходимости можно вручную включить передачу на мост, для чего на приборной панели присутствует двухпозиционный тумблер. Он включает питание мощного электромагнита и сигнализирует об этом действии.
Как происходит регулирование мостов
Невзирая на коренные отличия между передним и остальными мостами, редукторы все-таки обладают единой конструкцией (одно и то же передаточное число), поэтому и процесс регулирования совершенно идентичный. Под данным процессом следует понимать настройку подшипников и нормального соединения передаточных шестерен. Важно помнить, что цилиндрическое колесо не регулируется. Оно установлено на заводе, и его положение не может быть изменено. Если потребуется ремонт опорного узла, то это можно выполнить только путем замены без разборки.
Регулировка заключается в удалении люфта методом подкладывания под подшипники специальных вкладышей. С завода производителя агрегата они поставляются в комплекте в количестве 2 штук. Соответственно, для осуществления регулировки требуется снять кардан, разобрать узел и изъять из него стакан в сборе. Выполнить это можно только при помощи дополнительных винтов. Прокладки монтируются между торцевыми поверхностями подшипников, что позволит устранить поперечный люфт в результате выработки.
Также необходимо произвести регулировку в передаче. Это реально выполнить только в заводских условиях путем подбора шестерен с наибольшим пятном контакта, устранив люфт в зубчатой передаче. Естественно, новые шестерни могут оказаться тугими, поэтому они должны пройти стадию притирки. Соответственно, все они уникальны и не могут быть заменены по отдельности. Это реально выполнить исключительно в сборе.
КПП на ЗИЛ 130
Коробка передач на ЗИЛ имеет вес 98 кг и обладает уникальной конструкцией. На ЗИЛ 130 она трехходовая и оснащена 5-ю ступенями, между которыми осуществляется плавное переключение. В конструкции предусмотрены два синхронизатора инерционного типа, которые применяются для активации всех остальных передач за исключением первой. Применяются измененные кольца и фиксаторы синхронизаторов. Данный агрегат может быть разобран для проведения его ремонта, детали можно менять по отдельности. Их притирка будет выполняться уже в работе. Важно залить правильное трансмиссионное масло, чтобы гарантировать требуемую надежность работы в любых условиях.