Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Устройство ведущих мостов у трактора МТЗ-80 является важным вопросом в плане функционирования и его восстановления в случае необходимости. По этой причине в данной статье рассмотрим отдельно, как организована система, и из чего она состоит.
Задний мост трактора МТЗ-80
Все конструктивные составляющие заднего моста размещаются внутри корпуса, который представляет собой отливку из чугуна. К передней стенке крепится коробка передач, а к задней размещается редуктор заднего отбора мощности.
Главная передача состоит из двух шестерен конической формы. Ведущая находится на шлицевом конце у вторичного вала. Ведомая крепится к фланцу от корпуса дифференциала. Последний конструктивный элемент включает в себя следующий ряд деталей:
- корпус;
- крышка;
- крестовина;
- сателлиты;
- полуосевые шестерни.
Ступицы полуосевых шестерен располагаются на шлицах валов ведущих шестерен конечных передач. А сателлиты находятся в зацеплении с полуосевыми шестернями.
В собранном состоянии дифференциал должен приходить во вращение в сцепке с ведомой шестерней главной передачи на двух роликовых подшипниках. При этом внутренние обоймы насаживаются на крышку и корпус, а наружные входят внутрь расточек стаканов.
Автоматическая блокировка дифференциала состоит из:
- специальный исполнительный механизм, расположенный на кожухе;
- левый тормоз;
- датчик для управления блокировкой (находится в корпусе гидроусилителя рулевого управления).
Исполнительный механизм является муфтой дискового фрикционного типа и снабжен гидравлическим управлением. Поэтому ведущие и ведомые диски соединяются со шлицами наружного конца левой ведущей шестерни конечной передачи, а также пазами корпуса конструктивного элемента.
Внутри полой шестерни конечной передачи расположен блокировочный вал, который жестким способом связан с корпусом и соединяется при помощи шлицев с крестовиной от дифференциала.
Как только срабатывает датчик масляная жидкость под воздействием давления подается внутрь полости между крышкой и диафрагмой от гидроусилителя руля трактора МТЗ-80. После усилие передается дисками муфты через нажимной диск. Это вызывает блокировку ряда составляющих: шестерни, левой полуосевой шестерни, блокировочного вала и крестовины. Это связано с препятствием для вращения сателлитов в системе.
Важно, что автоматическая блокировка у дифференциала (АБД) может находиться во включенном или выключенном состоянии. В первом случае происходит выключение основного элемента и автоматическое включение при повороте направляющих колес на 8°. Во втором работа дифференциала происходит в обычном режиме.
Дополнительно важно обратить внимание, что работа с включенной блокировкой запрещена при скоростях, превышающих 10 км/ч. Это объясняется тем, что могут возникнуть аварийные заносы у транспортного средства.
Конечные передачи представляют собой редукторы одноступенчатого типа с шестернями цилиндрической формы. Ведущие шестерни изначально изготовлены в сборе с валами. На концах последних установлены полуосевые шестерни дифференциала, а на наружных располагаются соединительные диски тормозов.
Сухие дисковые тормоза включают по два соединительных диска, снабженных фрикционными накладками и двумя нажимными дисками из чугуна. Между последними конструктивными элементами устанавливаются по три шарика разжимного типа. Все перечисленные элементы находятся внутри кожуха.
Обслуживание и регулировка мостов
Обслуживание заднего моста трактора МТЗ-80 состоит из нескольких действий:
- регулярная подтяжка креплений;
- своевременная доливка, а также замена масляной жидкости;
- регулировка отдельных механизмов по мере необходимости.
Во время эксплуатации регулировки не требуют конические роликовые подшипники и зубчатое зацепление. Такая ситуация обычно возникает только во время ремонтных работ.
Регулировка подшипников дифференциала происходит при помощи прокладок, размещенных под стаканами ведущих шестерен. Осевой зазор при этом находится в диапазоне 0,05-0,1 мм.
Регулировка зацепления главной передачи
Положение ведущей шестерни на вторичном валу коробки передач определяется размером от задней стенки коробки до наружного торца шестерни. Этот размер должен быть равным 58±0,15 мм и обеспечивается подбором регулировочных прокладок, установленных между фланцем стакана подшипника и задней стенкой коробки передач.
Боковой зазор между зубьями шестерен должен находиться в пределах 0,25—0,5 мм. Регулируется теми же прокладками. В этой регулировке прокладки не выбрасывают, а переносят с одной стороны на другую, то есть из-под стакана выбрасываются, а под стакан ставятся.
Работу тормозов проверяют ежедневно. Регулировочные работы производятся по мере необходимости. Полный ход любой из педалей должен быть в пределах 70—90 мм, а тормозной путь до полной остановки не должен превышать 6 м при начальной скорости 20 км/ч.