Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
КАМАЗ — габаритное транспортное средство, в конструкции которого предусмотрен ТНВД. Это топливный насос высокого давления, который устанавливают на дизельные двигатели и используют для подачи топлива в топливную систему. Задача насоса — организовать необходимое давление для эффективной работы силового агрегата.
Конструкция
Насос высокого давления состоит из цилиндра и поршня, которые представляют собой плунжерную пару. Всего таких пар 4, а сам агрегат имеет V-образную форму. Также в конструкции устройства предусмотрены:
- основной корпус, в котором содержатся поршни и цилиндры;
- кулачковый вал, расположенный внизу корпуса;
- поршни, передающие крутящий момент на пары.
В процессе перемещения поршня в цилиндре создается необходимое давление, за счет которого происходит передача топлива в систему двигателя. Синхронизацию устройства с силовым агрегатом обеспечивают пружинные толкатели.
Конструкция плунжерной пары, в свою очередь, содержит несколько впускных и выпускных клапанов, а также специальных канавок, которые отвечают за вывод лишнего топлива, восстанавливая необходимый уровень жидкости в устройстве. Направление потока организуют клапанные механизмы, закрытие и открытие которых происходит в автоматическом режиме.
Принцип работы
Насос предназначен для обеспечения необходимого давления, за счет которого топливо сможет переместиться в цилиндр и попасть в двигатель. Принцип работы ТНВД представляет собой выполнение устройством следующих действий:
- Сначала топливо проходит путь из бака в фильтр грубой очистки, откуда посредством топливного насоса низкого давления поступает в следующий фильтр, предназначенный для тонкой очистки жидкости.
- Преодолев фильтры, жидкость попадает в основной насос.
- От коленчатого вала двигателя передается крутящий момент, который приводит в действие толкатели и конструкцию ТНВД.
- Насос организует передачу топлива в двигатель, что обеспечивает комфортную эксплуатацию транспортного средства.
Вроде бы принцип действия несложный. Однако это не совсем так. Любой насос в КАМАЗе представляет собой сложный механизм, от действия которого зависит работоспособность силового агрегата. Поэтому такие устройства изготавливают прочными и способными выдержать высокие показатели давления.
Какие могут возникнуть неисправности в работе насоса?
В процессе эксплуатации топливного насоса двигателя КАМАЗ высокое давление создается за счет движения поршня, который плотно прилегает к стенкам цилиндра. Любое нарушение герметичного соединения приводит к ухудшению работы насосной системы и последующему выходу из строя насоса.
В результате возникновения поломки давление в системе начинает стремительно падать, двигатель прекращает свою работу, и эксплуатация транспортного средства становится невозможной.
Чтобы обеспечить длительный срок службы насоса, двигателя и машины, необходимо позаботиться об использовании качественного дизельного топлива. Это является одним из главных условий надежной эксплуатации транспортного средства. Для этого необходимо тщательно выбрать АЗС, на которой впоследствии будет заправляться автомобиль.
Второе решение, которое поможет продлить срок службы ТНВД и двигателя — это регулярное и своевременное проведение работ по техническому обслуживанию. Такие работы включают в себя:
- замену фильтров;
- подтяжку крепежных элементов;
- проверку герметичности поршней.
В случае проведения замены вышедших из строя элементов рекомендуется на их место устанавливать оригинальные расходные материалы, приобретенные у производителей или официальных дилеров.
У насоса, как и у любого механизма, предусмотрен рабочий ресурс, который в течение определенного промежутка времени израсходуется. Когда это произойдет, устройство потребуется ремонтировать или менять. Стоит отметить, что конструкторы КАМАЗа предусмотрели этот момент и сделали ТНВД автомобиля максимально прочным, а также пригодным к ремонту. При необходимости механизм удастся отремонтировать или заменить.
К сожалению, самостоятельно справиться с починкой целого устройства не получится. В случае поломки потребуется обратиться в автомастерскую, где с помощью специального оборудования проведут диагностику, а также организуют качественные работы по замене элементов.
Причины неисправностей
Выделяют следующие причины, способные вызвать поломку элементов ТНВД:
- Проникновение воды в топливную систему. Жидкость может появиться внутри из-за износа топливного фильтра. Также причина появления воды может крыться в увеличении ее процента в дизельном топливе или нарушении герметичности провода, по которому поступает топливо.
- Возникновение механических примесей. В этом случае проблем кроется в изношенном или сломанном фильтре. Чтобы этого не происходило, следует регулярно чистить элементы топливного бака.
- Ухудшение смазочных качеств топлива. Основная причина — использование несертифицированного оборудования. При выборе запчастей рекомендуется приобретать товар у проверенных центров.
- Нарушение герметичности топливопровода. В систему в этом случае начинает проникать лишний воздух, который повышает трение поршней о стенки цилиндров, из-за чего ускоряет износ конструкции.
К распространенным неисправностям, вызванным перечисленными причинами, относят неравномерное потребление топлива двигателем, увеличение его расхода, а также запаздывание впрыска топливной жидкости в систему. Все это приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик транспортного средства, что в итоге приводит к невозможности его управления.
Любая поломка требует незамедлительного ремонта. При этом важно отнестись к решению проблемы ответственно, закупившись необходимым оборудованием и обратившись за помощью к опытным мастерам.
Как снять насос?
Если механизм ТНВД вышел из строя, его необходимо починить. Для этого потребуется снять насос. Выполняется процедура следующим образом:
- В первую очередь, нужно отсоединить тросы ручного управления. Тросы подсоединены к двум рычагам — остановки двигателя и управления регулятором.
- Далее потребуется отсоединить все трубы, которые обеспечивают подачу топлива к насосу. К ним относятся отводящая и дренажная. Также одна из труб подсоединяется к фильтру, ее тоже необходимо демонтироваться.
- Третий шаг заключается в извлечении стяжного болта и двух дополнительных болтов крепления, которые отвечают за фиксацию полумуфты. Для удобства выкручивания крепежных элементов необходимо провернуть коленчатый вал.
- Следующий шаг заключается в снятии топливопроводов. Сначала необходимо устранить проводы факельных свечей, затем — высокого давления.
- Пятый этап — это отсоединение трубки, отвечающей за подачу воздуха в рабочий цилиндр. Дополнительно потребуется открутить 4 болта, обеспечивающие крепление основного насоса.
Последний шаг заключается в снятии насоса. После этого можно будет приступить к разборке механизма и устранению неисправности.
Как проводится разборка?
Разборка механизма — процесс сложный, требующий много времени и терпения. Мастеру потребуется:
- Открутить винты задней крышки, которая защищает регулятор частоты вращения, и снять ее.
- Демонтировать муфту автоматического впрыска топлива. Для этого необходимо воспользоваться специальным инструментом.
- Удалить пломбы с защитных кожухов и демонтировать винты крепления. Снять сам кожух.
- То же самое проделать с крышкой регулятора.
- Вынуть рычаг.
- Открутить и демонтировать стопорное кольцо. Дополнительно рекомендуется убрать державку грузов, которая предусмотрена конструкцией.
- Удалить рейку, стопорные шайбы штуцеров секций, эксцентрик привода и второй подшипник.
- Снять крышку заднего и переднего подшипников, чтобы открыть доступ для проведения следующих работ.
Далее от мастера потребуется снять сами подшипники и секции. Только в этом случае топливоподкачивающий насос будет считаться разобранным. Стоит уточнить, что в процессе разборки конструкции необходимо запоминать или каким-то образом фиксировать положение элементов, чтобы впоследствии удалось повторить обратную сборку и установить все на свои места.
Установка и включение насоса
Сборка ТНВД осуществляется в обратном порядке. Для восстановления конструкции механизма потребуется использовать специальные инструменты, а также предусмотреть необходимые зазоры между элементами. Так, например, свободный ход вала не должен превышать 0,1 мм.
Когда конструкция будет собрана, останется провести установку и включение топливного насоса. Процедура осуществляется в несколько этапов:
- Сначала потребуется провернуть коленчатый вал, придавая ему нужное положение. Оно должно соответствовать началу впрыска топлива в первый цилиндр. Фиксатор в этом случае должен находиться в зацепленном с маховиком состоянии. Дополнительно рекомендуется проверить метку на заднем фланце.
- Следующий шаг подразумевает обратный монтаж насоса на двигатель. При этом необходимо совместить две метки на корпусе насоса и муфте опережения впрыска топливной жидкости.
- Третий этап — затяжка болтов крепления.
- Далее потребуется аккуратно затянуть верхний болт, отвечающий за крепление ведомой полумуфты привода. Дополнительно нужно будет переставить фиксатор в предусмотренный для него мелкий паз и еще раз провернуть коленчатый вал.
- После необходимо установить крышку люка картера.
- Последний этап подразумевает подсоединение трубопроводов к нужным позициям. Трубы необходимо подключить к фильтрам, цилиндрам, двигателю и другим устройствам, от которых они были отсоединены в процессе разборки насоса.
Когда все работы будут завершены, останется только запустить двигатель и проверить работоспособность механизма, отрегулировав предварительно минимальную частоту вращения холостого хода.