Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Смазочная система играет важнейшую роль в работе двигателя, обеспечивая снижение трения между поверхностями, вымывание загрязнений и отвод температуры. Масло циркулирует по всему двигателю, а к некоторым деталям должно подаваться под давлением. Именно за это и отвечает масляный насос в двигателях внутреннего сгорания.
Типы масляных насосов
По своему устройству масляные насосы делятся на две большие группы:
- Шестерёнчатого типа.
- Роторного типа.
Насосы первого типа создают постоянное давление от двух до шестнадцати атмосфер в зависимости от двигателя. В свою очередь, они тоже бывают двух видов.
С наружным зацеплением шестерней
Они имеют достаточно простое устройство. Внутри корпуса находятся две шестерни, одна из которых ведущая. В движение она приводится через ременную передачу коленвалом. При вращении двух шестерней в камере разряжения создаётся пониженное давление, вследствие чего происходит всасывание масла. Далее, проходя между зубьями и корпусом, оно попадает в камеру нагнетания с повышенным давлением, откуда поступает в масляный фильтр и двигатель. Насос такого типа будет эффективен только при минимальном зазоре между шестернями и корпусом.
С внутренним зацеплением шестерней
Имеют внутри корпуса две шестерни – одна внутри другой. Из-за несовпадения осей их вращения и разного диаметра, создаётся серпообразная полость. Внутри неё расположен разделительный сектор, обеспечивающий при вращении перекачку масла.
Роторного типа
Их принцип работы похож на работу насосов с внутренним зацеплением шестерней. Однако в нем применяются роторы с меньшим количеством лопастей. При вращении ведущего и ведомого роторов образуется полости переменного объёма. Проходя над полостью разряжения, они всасывают масло, после чего переносят его к полости нагнетания, где масло с нужным давлением попадает в систему смазки.
Некоторые роторные насосы могут иметь регулировку давления масла при разных режимах работы двигателя. Достигается это за счёт применения подвижного статора, изменение положения которого меняет объём полостей и, как следствие, количество перекачиваемого масла.
Все типы масляных насосов оснащаются редукционными клапанами, которые защищают деталь и всю смазочную систему от избыточного давления при работе двигателя на высоких оборотах.
Основные причины поломки
Масляные насосы просты по своей конструкции, поэтому имеют большую надёжность и редко выходят из строя при правильном обслуживании. Тем не менее при работе двигателя и насоса появляются твёрдые частицы, которые могут привести к некорректной работе. Признаками неисправности могут служить повышенный расход масла и отклонение его давления от нормы. Наиболее распространёнными причинами этого являются:
- Засорение фильтра-сетки насоса;
- Поломка редукционного клапана;
- Выработка на поверхностях деталей;
- Износ прокладки насоса;
- Поломка датчика давления масла;
- Ослабевание крепежа фильтра на маслонасосе.
Чаще всего выполняется замена насоса в сборе из-за его доступной цены и сложности в восстановлении и ремонте изношенных деталей. При грамотном обслуживании автомобиля, использовании качественного масла и его своевременной замене масляный насос будет служить долго, а его поломка будет маловероятной.