Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
14 октября Минский тракторный завод отпразднует 70-летие белорусского тракторостроения. Именно в этот день в 1953 году с конвейера сошёл первый колёсный трактор МТЗ-2 «Беларусь». В статье мы расскажем об истории создания и технических характеристиках этой машины.
История создания МТЗ-2
История МТЗ-2 началась в 1948 году. Конструкторам Минского тракторного завода было поручено разработать проект универсального колёсного трактора. Проектирование стартовало в мае, а в октябре уже был представлен эскизно-технический проект. После одобрения научно-технического совета стартовало производство первых опытных образцов. Испытания прототипов начались летом 1949 года. Тракторы успешно справились с проверками и были рекомендованы Государственной комиссией к внедрению в производство.
Однако МТЗ в тот момент производил ещё одну машину – трелевочный трактор ТДТ-40, который был необходим лесной промышленности. Одновременно выпускать две совершенно разные модели не представлялось возможным, поэтому вокруг вопроса выбора приоритетной модели шли оживлённые дискуссии. Важную роль в решении вопроса сыграл директор МТЗ Александр Михайлович Тарасов. Благодаря настойчивости, доводам и правильной аргументации он сумел убедить руководство в необходимости выпуска прогрессивной модели. Производство трелёвочных тракторов было решено перенести на другие заводы.
Стоит отметить заслуги Александра Михайловича в организации производства. Директор смог создать воодушевляющую атмосферу, обеспечить материальное поощрение рабочих и мотивировать сотрудников лично способствовать улучшению процессов. Рационализаторами было предложено около 800 нововведений, которые позволили сэкономить свыше 2,5 миллионов рублей.
На заводе внедрили электроискровой метод упрочнения режущего инструмента и штампов, приспособления для закругления зубьев шестерен по радиусу. В конструкции трактора среди рационализаторских изобретений заслуживает внимания механизм независимого привода к валу отбора мощности, который обеспечивал выполнение сельскохозяйственных работ с безмоторными машинами, а также конструкция выносных цилиндров для работы с секционными сельхозмашинами, навешиваемыми с боков трактора.
К концу года МТЗ выпустил 500 тракторов МТЗ-2. В последующие годы объём производства увеличился многократно. За всё время было выпущено примерно 150 000 тракторов этой модели.
Основные преимущества
МТЗ-2 мог работать с множеством сельскохозяйственных орудий. Его активно применяли для перевозки грузов. Этому способствовала возможность работать без механизатора, управлявшего прицепным орудием.
Трактор на колёсном ходу выгодно отличался от гусеничных машин. Его производство требовало меньше металла, было менее трудоёмким и требовало меньше средств. Обслуживание такой техники тоже было проще. По производительности колёсный трактор в 2 раза превосходил гусеничные, которые к тому же расходовали заметно больше топлива..
Основные характеристики
Минский тракторный завод освоил производство двух моделей:
- МТЗ-2 для обработки низкостебельных культур (капусты, сахарной свеклы, лука и т. д.), передние и задние колеса которого шли след в след;
- МТЗ-1 со сближенными передними колесами для ухода за посевами кукурузы, подсолнечника, сорго и горчицы.
Длина трактора - 3678 мм, ширина –1884 мм, высота по рулевому колесу – 1900 мм. Дорожный просвет под задним мостом – 440 мм, под передней осью – 525 мм. Наименьший радиус поворота – 3,7 метра. Объемы топливных баков основного двигателя – 100 литров, пускового – три литра. Общая емкость гидросистемы – 6 литров.
Двигатель имел рабочий объём 4,08 литра. Его мощность составляла 37 лошадиных сил, крутящий момент – 225,6 Нм. Расход топлива при нагрузке – 7,92 кг/ч. Коробка передач МТЗ-2 пятискоростная. Максимальная скорость при движении на 5 передаче 13 км/ч.
Ведущие и направляющие колеса были на резиновых баллонах низкого давления. На междурядной обработке технических культур ширину задних и передних колес можно было менять. Занимательно, что в изначальном проекте разрабатывалась и модель на жестких стальных ободах со шпорами.
Трактор был оснащён валом отбора мощности и шкивом с приводом от ВОМ для работы со стационарными машинами. Машина имела гидравлическую систему для подъема навесных орудий с одним раздельно управляемым цилиндром двустороннего действия, была снабжена маятниковым жестким регулируемым прицепным приспособлением. Механизм навески сельхозорудий – шарнирный четырехзвенник. Тяговое усилие на крюке – 1400 кг/с.
Рабочее место тракториста было весьма аскетичным. Кабина отсутствовала, а каркасом для сиденья служил инструментальный ящик. На приборной панели были размещены датчики температуры воды и масла, а также масляные манометры.
Заключение
МТЗ-2 стал самым прогрессивным советским трактором того времени. Он пользовался большим спросом как на территории СССР, так и за его пределами.
В процессе выпуска и эксплуатации МТЗ-2 собиралась информация о достоинствах и недостатках машины. Несмотря на все преимущества трактора, стало ясно, что его скорость слишком мала, расход топлива высок, а масса выше оптимальной. Работы над усовершенствованием конструкции трактора и его характеристик привели к созданию новой модели – МТЗ-5, который сменил своего предшественника в 1958 году.
Сегодня у Минского тракторного завода стоит памятник МТЗ-2. Это самый первый трактор, сошедший с конвейера. После выпуска в 1953 году он был передан в колхоз «Большевик» Копыльского района, где проработал 17 лет. К 25-летию завода было решено найти первый МТЗ-2 и вернуть его на предприятие. Именно с этой машины началось производство колёсных тракторов, определившее вектор развития МТЗ, сохраняющийся до сегодняшних дней.