Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
Одним из важнейших компонентов двигателя внутреннего сгорания является коленчатый вал. Его задача – преобразовывать поступательное движение поршней во вращательное движение маховика, которое далее передаётся на трансмиссию и колёса. Коленчатые валы изготавливаются индивидуально для каждой модели двигателя. При этом производители стремятся обеспечить максимальную точность обработки, ведь от симметричности коленвала зависит работа всего двигателя.
Основные компоненты
Коленчатый вал состоит из:
- Коренных шеек, являющихся опорой и осью вращения всей конструкции;
- Щёк – связующих звеньев меду коренными и шатунными шейками;
- Шатунных шеек – опор, соединённых с шатунами поршней;
- Носка – элемента, передающего мощность на вспомогательные механизмы;
- Хвостовика – элемента, соединяемого с маховиком;
- Противовесов – элементов конструкции, уравновешивающих вал.
Способность детали вращаться обеспечивают подшипники скольжения и специальные отверстия для подвода масла к шейкам. Для уплотнения хвостовика и носка используются сальники. Чтобы избежать продольного смещения коленвала устанавливается упорный подшипник.
Принцип действия
Весь механизм работает следующим образом:
- Топливная смесь в цилиндре сгорает, что ведет к расширению газов и повышению давления.
- Под воздействием давления происходит выталкивание поршня, начинается поступательное движение.
- Соединение с шатунными шейками обеспечивает преобразование поступательного движения во вращательное.
- Полученная, таким образом, энергия вращения с коленвала направляется на маховик и далее на ведущие колеса, что обеспечивает движение автомобиля.
Коленвалы для серийных автомобилей чаще всего изготавливаются из чугуна с примесями хрома и молибдена, увеличивающими его прочность. Деталь отливается, после чего проходит дополнительную точную обработку.
Неисправности
Наиболее частыми неисправностями коленчатых валов являются:
- Износ шатунных и коренных шеек, возникающий из-за нехватки масла или его низкого качества.
- Износ торцов под упорными кольцами, к которому приводит долгий простой с выжатым сцеплением.
В некоторых случаях может потребоваться замена детали. На фотографии представлен коленвал 820.70-1005008, используемый на технике КАМАЗ.
Данная деталь применяется в двигателях 740.622-280 на 280 лошадиных сил и 740.662-300 на 300 лошадиных сил с топливной системой Common Rail.
Коленвал изготовлен из легированной стали 42ХМФА, сто обеспечивает его высокую прочность и долгий срок службы.