Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов
В дифференциалах грузовых автомобилей одной из самых важных деталей является крестовина. В этом тексте мы расскажем о назначении этой детали, её видах и об особенностях замены и обслуживания.
Основные функции
Крестовина – часть дифференциала, имеющая крестообразную форму и выступающая в качестве осей для шестерней-сателлитов. Помимо этого, крестовина выполняет следующие функции:
- Центрирование сопряжённых деталей дифференциала;
- Передача крутящего момента;
- Равномерное распределение нагрузки по шестерням;
- Подача смазки к трущимся поверхностям.
Ввиду высокой нагрузки на данный элемент, к нему предъявляются высокие требования при изготовлении, а в случае следов износа выполняется ремонт или замена.
Группы дифференциалов
Все крестовины для грузовиков можно разделить на две большие группы:
- Применяемые в межколёсных дифференциалах;
- Применяемые в межосевых дифференциалах.
Оба типа запчастей очень схожи по конструкции, состоящей из центрального кольца, также именуемой ступицей, по окружности которой расположены четыре шипа. Шипы имеют переменное сечение: на сторонах, обращенных к центру крестовины, сняты лыски в один уровень с плоскостью ступицы крестовины. Такое решение позволяет подводить масло к втулкам сателлитов. Крестовины изготавливаются из конструкционных сталей марок 15Х, 18Х, 20Х и прочих методом горячей штамповки. После следует токарная и термическая обработка.
Типы дифференциалов
Крестовины межосевых дифференциалов делятся на два типа:
- С гладким центральным отверстием;
- Со шлицевой ступицей.
Крестовины первого типа имеют классическую конструкцию, описанную выше. Передача крутящего момента в конструкциях с их применением происходит от карданного вала на корпус дифференциала, с которым жёстко связана крестовина. Крестовины со шлицевой ступицей, как следует из названия, имеют центральное кольцо увеличенной ширины, на котором выполнены продольные шлицы. Такое решение позволяет передавать крутящий момент напрямую от карданного вала на крестовину, что уменьшает размеры узла. При этом увеличиваются нагрузки на саму крестовину, которую приходится делать более прочной. Данный тип крестовин применяется, например, на КАМАЗ-6520.
Неисправности
В процессе эксплуатации крестовина подвергается большим нагрузкам и, как следствие, деформируется и изнашивается. Состояние этой детали контролируется при техническом обслуживании в соответствие с регламентом. В случае обнаружения сколов, задиров, трещин и прочих повреждений, крестовина подлежит замене. При выявлении дефектов на сателлитах или шайбах выполняется замена как шестерней, так и самой крестовины полным комплектом. Для замены необходимо использовать крестовину, рекомендованную производителем, сверяясь с каталожным номером. Все работы должны производится в соответствие с регламентом и требуют специализированных инструментов. Рекомендуется обращаться в сервисные центры.